ori-superkosmetika.ru

Крой русской мужской рубахи. Мужская народная одежда. Народный костюм на картинах

Как сшить народную рубаху, такую, как носили в деревнях наши предки? Такой вопрос все чаще и чаще стал интересовать пользователей интернета. И в этом нет ничего удивительного. Ведь возрождение традиций в народном костюме является важной составляющей для сохранения наследия предков, сохранения уникальной культуры любого народа.

Сайт Самошвейка с особым трепетом относится к возрождению не только народных традиций, но и кройки с шитьем в народном стиле. Вспомним, хотя бы, . И сегодня автор Наталья делится личным опытом по раскрою и пошиву народной рубахи в русском стиле. Далее повествование от первого лица.

У меня нет особых навыков в шитье, я не оканчивала курсы кройки и шитья, но пошить русскую рубаху в народном стиле мужу для меня не составило никакой сложности.

Потребуется всего 4 мерки: обхват в самом широком месте (в моем случае был обхват живота мужа), длина рубахи, длина рукава, ширина горловины. В зависимости от комплекции «модели» потребуется разное количество ткани. Мой мужчина крупный, поэтому я приобрела 2,5 метра поплина (на всякий случай с запасом). Обычно берут 2 длины. Еще потребуется тесьма: широкая – примерно 5 метров и узкая – метра 2.

Выкройка русской рубахи

Складываем ткань, отмеряем длину и вырезаем. На сгибе отмечаем середину и вырезаем горловину. Она может быть немного узковата, ведь будет еще разрез (как на картинке). По такому же принципу вырезаем рукава, зауживая их к манжету.


Как сшить русскую рубаху

Сметываем срезы и меряем. Ластовицу делать не обязательно, но иногда рубаха некрасиво тянет подмышками, в этом случае, чтобы придать эстетичный вид, лучше немного заморочиться. Ластовица – ромб, длина стороны зависит от длины изделия, я делала 10 см. Если на примерке все прошло отлично – сострачиваем швы, оставляя по бокам разрезы примерно 5-7 см. Вырез на горловине я обстрачивала косой бейкой, но можно просто обстрочить зигзагом.

В русской рубашке для мужа я сделала воротник-стойку. Как оказалось, бояться этого словосочетания совсем не нужно, оказалось, что это совсем не сложно. Измеряем по кругу длину горловины + 1,5 см. на швы. На ткани рисуем прямоугольник полученной длины, слегка приподнимая (закругляя) концы, ширина прямоугольника – 2 ширины широкой тесьмы+1,5-2 см. на швы. Уплотнять воротник не обязательно, так как тесьма достаточно плотная и самостоятельно будет держать форму. Сострачиваем воротник, пришиваем его к горловине. Я делала 2 шва: основной – пристрочила воротник, второй – подогнула полученный край и пристрочила его к основному полотну. Се, осталось только украсить рубаху.


Широкую тесьму пришиваем на воротник и по сторонам от выреза, ей же оформляем манжеты, узкая тесьма идет на оформление подола, нижнего края рубахи. Пояс я тоже сделала из широкой тесьмы, просто пришила к оборотной стороне ткань и оформила бахромой. Свою рубаху я потом носила в ателье, чтобы мне оформили шнуровку (нужно специальное приспособление), но можно просто пришить пуговицу в тон тесьмы.

Надеюсь, вам поможет мой опыт. Моему мужу моя работа очень понравилась.

Самое большое впечатление в музее Глазунова на моего сына произвела картина "Гусляр", где музыкант одет в русскую вышитую рубаху. Сын заказал сшить такую же "вышиванку", мечтает носить и соединяться с корнями предков. К работе следовало приступить вооружившись теорией.

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл. См. Статью


Мужские рубахи на Руси шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон и такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Причём в декоре состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

На Руси испокон века находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» - волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной, предупреждающей ревматизм. Особенно если холст ткался из...КРАПИВЫ.

Волокна крапивы гораздо мягче, тоньше, шелковистей и эластичней конопляных, дешевле по выращиванию и производству, чем льняные

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.



Рубаха часто соотносилась с судьбой, долей человека. Так, у восточных славян известно поверье, что продать Рубаху — значит продать свое счастье. В Польше (Покутье) в новую Рубаху обязательно заворачивали хлеб, чтобы тот, кто будет носить ее, никогда не был голодным. Поляки также верили, что если на нитках, которыми шьют Рубаху, завязываются узлы, то она будет изношена в здравии, если же нитки не путаются, не завязываются, то хозяин Рубахи умрет, не износив ее.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. А также архангельские БРАННИЦЫ - это разновидность рубахи коклюшницы. Рукава украшали узорами в технике браного ткачества. Название древнего ремесла Браное ткачество происходит от процесса работы. Чтобы соткать полотно (например, полотенце), мастерице вручную приходилось брать - перебирать - сотни ниточек, опуская и поднимая челнок. А цветов при изготовлении браных полотенец использовали только два - красный и белый. Реже вышивались белым по белому.


Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.


Древнерусские мужские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Мерки:
Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.


Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

Б. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Отделка "кержацкой" рубахи отличалась Застежкой на правую сторону, вышивкой в квадрате по переду, и вышивкой проставки из тканья. Свадебная рубаха украшалась ещё и мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой, или по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник
- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку. и Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.


5.

А вот в народном костюме рубахи сохранились и по сей день.

Женская рубаха Вологодской области



Множество картинок на эту тему есть в моем альбоме:
"Народный костюм"

Очень хорошо описана и дан крой построения в Клубе "Сезон" от одной из формучанок Бурлаковой Фроси в теме "Сапожковские рубашечки"

В интернете есть очень много информации по народному костюму.По-этому не буду много копировать инфу с инета, а просто выставлю ссылочки и небольшую подборку сведений:

Подлинники 19 в:

Рубахи в народном стиле.Крой.

свадебная народная рубаха женская-крой




виды отделки рукавов женских рубах

женские рубахи в народном костюме

Подлинники:





Народный костюм на картинах

Вид и крой женских рубах в народном славянском стиле:

Рубахи из ансамбля Дата: 19-го века Культура: русский

Рубаха вышитая народный костюм

Рубаха женская Румыния вышитая в народном стиле конец 19 в:

Крой женской рубахи

/Сайт "Народный исторический костюм"/

У переселенцев-старообрядцев Алтайского края распространен сарафанный комплекс: сарафан, рубаха, фартук. Крои всех частей костюма у "кержаков" и у "поляков" сходны, однако есть отличия в отделке различных частей костюма - декоре.


Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища.
Рукава делались узкими и длинными. У переселенцев-старообрядцев Алтайского края использовался более поздний вариант рубахи - поликовая (перед и спинка рубахи соединяются при помощи вставок из ткани - поликов).
Рубаха делится на верхнюю часть - рукава, чехлик и нижнюю - стан, станушка (см. рис. 1). Иногда в месте соединения рукавов и стана помещался кумач, который служил оберегом для самого уязвимого места - живота. Характерной чертой всех поликовых рубах является сборка ворота в мелкие складки - борики.
Наиболее старинные рубахи из домотканого холста делались с поликами из кумача, на рукавах было много вышивки (техника "роспись"), полики вышивались белым очень мелким крестом - "клопиками". Рукава в таких рубахах - "кули", кроились из двух полотнищ холста, без ластовиц. Рукава, ворот и низ рубахи отделывался кумачом, что также служило оберегом. Более поздние рубахи изготовлялись из покупного материала (кашемир, бурс, канфа, сатин, ситец, коленкор и др.). Эти рубахи сохранились в музейных коллекциях.
Крой рукавов в алтайском костюме очень разнообразен. Так как "кержаки" и "поляки" оказывали взаимное влияние друг на друга, то нельзя четко определить какой из кроев был характерен для тех или других переселенцев. Можно лишь отметить развитие кроя рукава от раннего - "кулем" до более позднего - "кошеного" рукава.
Мерки:
Объем Шеи,
Длина Руки - от шеи до запястья,
Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.
Раскрой рубахи.
Расход ткани на "рукава" 2.5м при ширине 70-80см. Введем коэффициент А усадки ткани на "борах" (зависит от плотности ткани). Например, если ткань плотная, то А=5, если тонкий шелк, то А=7. Р - длина полика, Р/А длина полика после набора бориков. ОШ-2*(Р/А)=2В - длина переда и спинки после набора бориков. Т.О. на две приставки расход ткани 2*В*А (на перед столько же, сколько на спинку). Размеры поликов для взрослых 40х18-20см, для подростка 30-35х18см. Размеры ластовицы 10х10см, для широких рукавов 15х15см. Длина воротника ОШ+2см на швы. Ширина кержацкого воротника 10-12см (получается стойка 5-6см), для поляцкого - 3-4см (стойка 1.5-2см). Воротник кроится по прямой (по долевой или поперечной).
Раскрой рукавов.
Наиболее ранний крой рукава содержал в себе только прямоугольные части, например рукав "куль" льняной "поляцкой" рубахи (см. рис. 2а), состоящий из двух прямоугольных полотнищ. Ширина льняного полотнища 40см, поэтому швы рукава совмещались со швами поликов.


Второй вид "куля" (см. рис. 2б) тоже состоит из двух полотнищ большого - шириной 45см и малого - шириной 15см. Длина малого полотнища на 15см меньше длины большого. Ширина рукава при этом 30см. Последовательность шитья: Большое полотнище накладывается на малое, отстрочить. Угол большого полотнища загнуть и вшить под большое и малое полотнище. Нижний шов - малое полотнище настрачивается на большое, шов смотрит к спине. Полотнища настрачиваются на ластовицу. Получаем узкий рукав, почти без сборок (если нужно, то бантики на верхнем сгибе рукава), декор - две полоски тесьмы или отделочной ткани.
Третий вид "куля" - с клином (см. рис. 2в). Уголок срезается с малого полотнища, возможно трапецевидный.

Последовательность шитья

Большое полотнище нашить на малое. Клин подшить под большое и малое полотнище, угол большого полотнища загнуть и вшить под клин и малое полотнище. Отделка аналогично предыдущему варианту, возможно отделка конца рукава вьюнчиком или кружевом.
Последний вид "куля" с клином - угол срезается с большого полотнища (см. рис. 2г). Рукав имеет вид обычных сборчатых рукавов, возможна отделка манжетой.


Рассмотрим "полукошеный" рукав (см. рис.3), он применялся в рубахах позднего кроя. Для двух видов такого рукава характерна отделка без складок. Низ рукава вышивался или обшивался узорным тканьем. Полики кумачовые.
Рассмотрим "кошеный" рукав (см. рис.4), он применялся в "поляцких" рубахах позднего кроя. Если клинья широкие, то возможно сделать рукав без ластовиц. Для двух видов такого рукава характерна отделка рукава манжетой, бантовыми складками или куколками.


Рукав мог быть просто круглым, то есть кроился как прямоугольник длиной равной Длине Руки без 18-20см, шириной 60см (возможно из полос шириной 40 и 20см). Отделка манжетой с двумя полосами тесьмы или отделочной ткани.

Последовательность шитья рубахи

1 .Полики настрочить на приставку.
2.Сшить рукав.
3. Приставку с поликами настрочить на готовый рукав.
4. Выполнить декор поликов.
5. Наметить середину приставки разрезом на 1см вниз. Наметить по периметру линии для боров ("кержацкие" 5-12 шт., "поляцкие" 2-З шт.) на расстоянии 5мм для шелка, 7-10 мм для более грубой ткани. Собрать боры на горловине (косым стежком для "кержацких", на прямую нитку для "поляцких"). Закрепить боры по размеру ОШ+2см.
6. Сделать разрез спереди 10-12 см. обработать.
7. Рукава и приставку настрочить на ластовицу.
8. Сострочить боковые швы и рукава.
9. Пришить станушку к готовым рукавам (верху рубахи).

Отделка "кержацкой" рубахи


Рубаха однотонная. Боры до 12 ниток. Вышивка по борам (см. рис. 5в), сзади тонкая полоска вышивки внизу боров. Полики могут быть вышиты или нашита тесьма (лента). Воротник - высокая стойка (5-8 см). Пришивается швом "в замок". Воротник отгибается пополам. Может быть со скошенными углами.
Швы на рубахе отстрачивались вручную мелким пунктиром по три (см. рис.5а), контрастными нитками. Если шов двойной, то отделка "тамбурчиком" (см. рис.5б). Круглые рукава собирались в складки группами.

Отделка "поляцкой" рубахи

Рубаха может быть пестрая и однотонная с контрастными поликами. Боры на 2-3 нитки. Вышивки по борам нет. Воротник 1.52см, отделка вышивкой, вьюнчиком или белым кружевом. Впереди разрез обрабатывается швом "замок", в более позднем варианте - планкой, украшается вьюнчиком, тесьмой.
Полики могут быть вышиты (на однотонной ткани) либо нашивается лента, украшается вьюнчиком, пуговицами. Концы рукавов отделываются куколками (зубчиками). Обшлага рукавов могут быть обработаны обложкой.

Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха - очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа . От рубахи, как от печки, "пляшут", разрабатывая тот или иной комплекс костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного "былинно-славянского" образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна

Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.

Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!

Сколько купить ткани?

Самый длинный кусок в раскрое − это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.
Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.

Подготовка ткани к раскрою

Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.
Перед раскроем фабричную кромку срезают.

Ширина ткани и расчёт размеров

Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была от 40 до 60 см (на размах руки с челном при горизонтальном ткацком стане). В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).
На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.

Стан

Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.

Рукав

Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.
В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.
Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.

Ластовица

Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.

Боковые клинья

Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.
Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.

Ворот

Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.

Вот и всё)) Надеюсь, мой опыт окажется полезным. Желаю удачи в пошиве!

Эта статья в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной одежды и, в частности, русской народной женской рубахи.

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань выглядит примерно так:

На самом деле, крой рубахи очень простой. В зависимости от вида (о видах говорили в предыдущих статьях), рубаха состоит из 5 — 6 основных элементов. Это рукава, подол, две ластовицы, косая бейка и, иногда, накладка на вырез горловины.

Предварительно надо подготовить ткань, отпарить её или отутюжить, чтобы не было складок и работать с ней было удобно.

В зависимости от размера рубахи 44-46-48-50-52, необходимо отрезать, соответственно, от 44 до 52 сантиметра ткани от края. Это будет заготовка под рукава (верх рубахи).

Если шьете на себя, или есть возможность снять мерку, то просто замерьте расстояние от плеча и до центра груди и умножьте на два. Не забудьте оставить по 2 сантиметра на швы.
Либо снимите мерку от центра груди и до желаемой длины и добавьте со стороны подола 4 сантиметра на подгибку.

Необходимо обработать края ткани оверлоком или мелким зигзагом.

Основные элементы рубахи готовы.

Из остатков ткани необходимо вырезать две ластовицы (примерно 8 на 8 сантиметров, если размер больше 48 размера или крупная грудь, то 10 на 10 сантиметров или 12 на 12 сантиметров). Так же необходимо обработать края ткани.

Верх рубахи (рукава) сложить сначала поперек, затем по вдоль, совместив края. Далее на сгибе необходимо начертить горловину — примерно 10 сантиметров в ширину и 4- 6 сантиметров в низ, в зависимости от размера горловины, которая необходима.

Чуть выше необходимо параллельно провести еще одну линию (горловинка сзади) и вырезать сначала её.

Важно! Отрезанный кусочек ткани нельзя просто выкидывать. Этот кусочек надо обязательно протаскивать внутрь рубахи. Да, это просто манипуляция с кусочком отрезанной ткани — вытянуть отрезанный лоскуток снизу. Но так мы соблюдаем традиции наших предков, а предки считали, что так соблюдается закон обережности для сохранения сил будущего владельца.

Вот таков результат.

Выкраиваем косую бейку. Для этого измеряем длину горловины метром (примерно 50 — 60 сантиметров), далее на остатках ткани чертим линию (соответственно длине горловины) под углом 45 градусов и шириной 4- 5 сантиметров и вырезаем её. Обрабатывать края не надо.

Если Вы хотите для удобства сделать прорезь в горловине, то вырезается кусочек ткани шириной 10 на 8 сантиметров, обрабатываются его края. Кусочек прикалывается к лицевой части горловины, прорисовывается карандашом или мелком ровная линия и эта линия обшивается вокруг с отступом 1 сантиметр с трёх сторон.

Выворачиваем пришитую ткань на изнанку, прикалываем булавочками и прошиваем, стараясь попадать «в русло» и по ходу откалывая булавки.

Прошиваем с лицевой стороны, один раз! Если не попали «в русло», то прошиваем аккуратно по ткани, как на фото.

Косая бейка должна быть, желательно контрастного цвета и изготовленная своими руками.

Но, для тех, кто не хочет заморачиваться — не обязательно самому изготавливать. Можете купит готовую в магазине.

Верх рубахи можете украшать, как душа пожелает! По традиции желательно вышивкой ручной, со специальными обережными узорами и орнаментами.

Если традиции соблюдать не желаете — можно украсить вышивкой машиной, жаккардовой тесьмой или кружевом!

Тесьмой — сначала прикалываем, и потом ровненько пришиваем!

Одновременно, можно пришить тесьму и на рукава, если есть желание…

Результаты нанесения «украсов» в разных вариантах могут быть такими:

Пришиваем косую бейку. Для этого, накладываем её на лицевую сторону рубахи, оставляя 2 сантиметра. Пришиваем сильно натягивая, чтобы она держала форму воротничка.

После того, как пришили, подворачиваем её два раза внутрь, чтобы скрыть необработанный край. Прикалываем и снова с лицевой стороны пришиваем, стараясь попасть в русло или по краю ткани.

Обрабатываем низ, то есть подол рубахи. Можно сразу его украсить, если есть желание.

Сгибаем по ширине и сшиваем сбоку. Чуть не доходя до верха, прикладываем к внутренней стороне ластовицу, прикалываем булавками (фиксируем) и прошиваем сначала одну сторону, потом другую.

Напоминаем, что подол представляет из себя единый отрез ткани, шириной 1,5 метра. Перебивается и сшивается с одной стороны. Но, можно сшить подол и из двух половин, если у Вас нет единого куска ткани, а есть два пусть небольшого, но подходящего размера. Если не соблюдается традиция — это не принципиально. Напоминаем так же, что по традиции на швы и края одежды обязательно наносится обережная вышивка.

С другой стороны делаем надрез вниз на длину ластовицы примерно 10 сантиметров. Так же прикалываем ластовицу и пришиваем сначала с одного края, потом с другого.

По традиции, ластовицы красного цвета считаются обережными.

В древности, мастерицы шили всё «в ручную». Сейчас у нас есть верные помощницы — машинки для шитья.
Они упрощают работу, делают её лёгкой и быстрой.

Выставляем на машинке ширину строчки 4 -мм и проходим верхний край платья не заходя на ластовицы, отдельно спереди и сзади. Можно двумя строчками: одна под другой — для более удобной стяжки.

Начинаем стягивать. Тянуть надо одновременно за обе ниточки. Стягиваем и периодически прикладываем к себе, так, чтобы ластовицы оказались четко под мышками, спинка стягивается чуть сильнее.

После стягивания, распределяем равномерно складочки и намечаем булавочками середину сзади и спереди, так же отмечаем середину на верхней части рубахи.

Альтернатива примётке — всё те же незаменимые булавочки.

Пришиваем! Теперь осталось лишь обработать рукава и убрать ниточки.

Поздравляем! Ваша рубаха готова!

Вот такими могут быть результаты Вашей работы:

За столь подробный материал и предоставленные фотографии благодарим группу =Возрождение родных традиций=Воронеж= в социальной сети ВКОНТАКТЕ и мастерицу Наталью Колесникову!

Если у Вас появились вопросы — вы можете задать их в комментариях к данной статье, либо в администрацию группы «Русские орнаменты и узоры» в социальной сети ВКОНТАКТЕ.

Загрузка...