ori-superkosmetika.ru

Логопед: Как учить ребенка говорить и когда начинать волноваться. Методические рекомендации «Как научить читать малыша с нарушением слуха? Как обучают глухонемых детей

Логопед ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» Селиверстова Н.В.

В семье рождается глухонемой ребенок. Это звучит как приговор или современный уровень развития медицины, сурдопедагогики, техники позволяет отнестись к этому как в той или иной степени преодолимому барьеру?

Развитие медицинской науки, разработка эффективных методик, современная звукоусиливающая аппаратура дают возможность ребенку пользоваться остатками слуха и развивать на основе слушания речь. Следовательно, термин глухонемой изжил себя. Раньше этот термин применялся к людям, у которых не была сформирована устная речь. Они не умели разговаривать, так как не слышали. Сейчас есть все возможности развить остатки слуха и на этой основе развивать устную речь. Неслышащего ребенка можно научить говорить. Поэтому что делать, если в семье рождается глухой ребенок?

Необходимо выполнение трех условий: ранняя диагностика, ранняя реабилитация и при возможности ранняя интеграция в среду здоровых детей.

Сейчас врачи с помощью специальной техники, компьютерных технологий, могут диагностировать даже новорожденного ребенка. Причиной снижения слуха бывают наследственный фактор, врожденные нарушения слуха, осложнения после болезни и травмы. Но в любом случае установление причин и степени потери слуха имеет большое значение для процесса реабилитации и прогноза на будущее. Необходимо раннее протезирование неслышащего ребенка. Сейчас применяют очень чувствительные цифровые звукоусиливающие аппараты.

Большой эффект дает хирургическая операция- кохлеарная имплантация, когда в ухо ребенка вживляется искусственная улитка. Такие операции проводятся в зависимости от медицинских показаний, желания и возможности родителей. Имплант представляет собой речевой процессор с 24 электродами в титановом корпусе. Операция не относится к разряду сложных и при условии правильно организованного реабилитационного периода дает впечатляющие результаты: ребенок слышит даже шепот, а его речь почти ничем не отличается от речи ребенка с нормальным слухом, причем сроки обучения устной речи значительно сокращаются.

Проблема глухоты стара как мир. И люди, лишенные дара слышать и говорить, как-то приспосабливались к окружающей жизни. На помощь приходило очень важное направление дефектологии – сурдопедагогика.

Сурдопедагогика как наука насчитывает почти трехвековую историю. Накопленный ею опыт огромен и достижения очевидны. Сурдопедагоги делали все возможное: учили глухих считывать с губ, работали над произношением и развитием слухового восприятия, обучали их чтению и письму, создавая таким образом предпосылки для полноценного мышления. Классический метод использует дактилологию – пальцевую азбуку. С ее помощью ребенок запоминает звукобуквенный состав слова, может правильно писать. Но дактилология мешает естественному произношению. Речь получается послоговая, монотонная, неестественная, а значит непонятная нам. Дактилология заменяет моторику устной речи и мешает ее развитию. Нельзя останавливаться на достигнутом. Наука, техника, технология движутся вперед. Создана специальная аппаратура, которая позволяет учить глухого слушать. Надо твердо себе уяснить, что вернуть слух можно только путем кохлеарной имплантации. Но людей и прежде всего детей, с абсолютной глухотой практически нет. У неслышащих в той или иной степени сохранен слух на низких частотах. И с помощью звукоусиливающей аппаратуры нового поколения остатки слуха можно вполне успешно развивать.

Второй важный момент. Вы знаете, что почти все дети с нарушениями слуха посещают специальные детские сады – пятидневки, затем учатся в школах- интернатах. Во всех этих учреждениях дети с нарушенным слухом общаются только между собой. Создается замкнутый социум, выйти за рамки которого мешает глухота и недостаточно развитая, непонятная окружающим устная речь. Не решается главное — интеграция неслышащих в общество людей с нормальным слухом. А ведь для многих это было бы возможным. Сейчас существуют способы, и весьма эффективные, решения этой проблемы.

Занятия с использованием специальной аппаратуры и специальных методик позволяют получить принципиально лучшее качество устной речи неслышащего ребенка. Если ребенок пользуется остаточным слухом с помощью правильно подобранного слухового аппарата, если его речь понятна окружающим, он становится полноценным членом коллектива нормальных людей.

Верботональный метод. В чем его суть, а самое главное преимущества в реабилитации детей, имеющих нарушения слуха и речи?

Ассоциация «СОРДИ» (Ассоциация содействия обучению и реабилитации детей-инвалидов) вот уже 13 лет одним из приоритетных направлений в своей деятельности определила применение в нашей стране верботонального метода реабилитации глухих детей, разработанного выдающимся хорватским ученым Петаром Губериной – основателем и руководителем Центра СУВАГ-Центра реабилитации слушания и речи в Загребе. С 1982 года это официальный Международный центр по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях применения этого метода. Верботональный метод получил высокую оценку специалистов всего мира, он эффективно используется в Англии, Франции, Бельгии, США и других странах. С опозданием он, наконец, пришел и к нам. Сейчас в 23 городах России, среди них Нерюнгри, Владивосток, Тольятти, Иркутск, Самара, Астрахань, Хабаровск, организовано 26 реабилитационных центров. С 1998 г такой центр существует в Москве – Центр слуха и речи «Верботон». Этот метод используется и у нас в Туле в «Центре детской психоневрологии.»

Верботональная система реабилитации – это комплексный подход к решению проблемы глухоты. Его технической основой являются электроакустические аппараты серии «Верботон». Как я уже говорила, подавляющее большинство детей имеют остаточный слух на уровне низких частот. Аппараты серии «Верботон» имеют возможность трансмиссии низких частот и таким образом обеспечивают подбор оптимального слухового поля. Аппараты эти дорогие и имеются только в центрах, работающих по верботональной методике.

Так что же дает использование этих аппаратов?

Самое главное – это занятия и с использованием аппарата «Верботон», которые развивают у детей слуховое восприятие и формируют устную речь. Второе — функциональная диагностика, проводимая с помощью нашей аппаратуры, позволяет сделать это с гораздо большей степенью точности. Ведь правильное представление о состоянии слуховосприятия делает реабилитацию более успешной. Используется аппарат серии «Верботон» и для решения многих логопедических проблем: общего недоразвития речи, дизартрии, задержка речевого развития, заикания.

О технической стороне верботонального метода мы теперь имеем общее представление. Каковы его другие составляющие?

Верботональный метод- это природный метод развития устной речи. Ранее существовало представление, что если поражен слуховой анализатор, то надо за основу брать не слух, а другие анализаторы: зрительный, двигательный и т.д. Мы же исходим из того, что человек не слышит. Значит, глухого надо научить слушать и через слуховое восприятие развивать речь. Повторяю, еще раз, в основе лежит процесс обучения слушанию, формирования на этой основе устной речи и, как следствие, развитие мышления.

Неотъемлемой частью нашего метода является самое активное участие родителей в реабилитации их ребенка. Мы знакомим родителей с нашей методикой. Они обязательно присутствуют вначале на занятиях, получают любые необходимые им консультации. Мы учим родителей, как правильно общаться с детьми. Это очень важное слагаемое успеха. И вы знаете, такие занятия сближают маму с ребенком.

Итак, в заключении хотелось бы сказать: первое – залогом успеха является ранняя диагностика. Если вас что-то беспокоит в ребенке в плане слуха, немедленно обращайтесь в сурдологичекие центры. Детский лепет – это еще не речь. Будьте чрезвычайно внимательны к новорожденным. Ведь мы в России насчитываем почти 600 тысяч детей с нарушениями слуха, из них более 50 % с 3-Й-4 Й степенью тугоухости, а 120 тысяч – глухие.

Второе – процесс реабилитации очень сложный, он требует от всех, кто окружает ребенка, большого терпения и сил. Нередко глухота отягчается неврологическими, психическими, нарушениями и тогда комплекс проблем возрастает.

Третье – родители неслышащих детей должны быть хорошо информированы о возможных вариантах оптимального для них преодоления барьера детской глухоты. Многое зависит от места проживания, физического развития и других факторов. Что выбрать: традиционный метод или верботональный? Решать родителям.

Азова Ольга Ивановна
Фото: vesti.ru

Норма или нет?

– Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: «Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это»?

– Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Но я понимаю, почему возникает такой вопрос. Однажды, разговаривая с видным ученым, неврологом, доктором наук, я услышала: «Нужно пересматривать нормы речевого развития». И, хотя прошло много лет, я не перестаю расстраиваться по этому поводу. Как их можно пересмотреть? Видимо, искусственно сдвинуть рамки. Но, если в Чернобыле после катастрофы растут черные березы, это не значит, что это норма, все знают белую, повислую березу. Так и с речевым онтогенезом. Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет.

Петербургский ученый В.А. Ковшиков, занимавшийся нарушениями речи у детей при алалии (отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), в разные годы проводил исследования речевого развития у детей студенток кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.

– А если ребенок им не соответствует – это повод для беспокойства?

– Да, это повод для беспокойства. Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

– А бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит?

– Да, так бывает. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят. Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.

Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.

Когда бить тревогу и пить ли лекарства?

– А что реально должно беспокоить? Можете рассказать о признаках и основаниях для беспокойства в год, полтора, два, три, четыре – поступательно схемой-таблицей? То есть каких навыков у здорового ребенка не может не быть?

– Можно отметить так называемые «реперные точки»:

  • 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
  • 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
  • 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
  • 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
  • 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
  • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
  • 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
  • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.

Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына. Эта подробная и качественная схема описания детской речи до сих пор самая популярная. Но, так как сферой научных интересов Гвоздева были фонетика и морфология, то ученый не фиксировал понимание речи ребенком, и подробные системные записи лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев.

Можно ознакомиться с таблицей «Развитие речи ребенка в норме» Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

– Есть препараты с доказанной эффективностью для «запуска» речи и коррекции речевых проблем? В каком возрасте и у каких специалистов целесообразно обследовать ребенка на наличие дисграфии?

– Вопрос по доказательной медицине – это вопрос неврологу, а не логопеду.

По «запуску» речи. Во-первых, это достаточно условное название, никакого запуска нет, это комплекс коррекционных мероприятий. То есть одним щелчком запустить речь невозможно – ни таблетками, ни каким-то одним приемом.

Что касается целесообразности обследования ребенка на предмет наличия дисграфии. Базовая функция письма формируется до конца 2-го класса. Тогда и можно определить, успешно или нет сформирован навык письма. То есть правильнее было бы на предмет дисграфии ребенка обследовать в конце 2-го года обучения в школе. Но, к сожалению, во многих школах «прощаются с букварем» в середине первого класса, приступают к изучению орфографических правил, а процесс формирования навыка письма заканчивают к концу первого года обучения. И получается нарушение онтогенеза. Ребенок, не завершив один этап развития – не сформировав навык письма, приступает к другому – развитию письменной речи. Это не безразлично для самого навыка – могут проявиться своеобразные дисграфические тайминговые (темповые) ошибки.

Специалист по выявлению дисграфии только один – это логопед, который занимается нарушениями чтения, письма, письменной речи. Если ребенок в структуре нарушения имеет и неврологические проблемы, тогда смотрит и невролог, но в целом это работа логопеда.

– Один очень важный момент. Меня часто спрашивают, чем логопед отличается от дефектолога, реально каждый день с этим сталкиваюсь. Вот и сегодня мне одна мама говорит: «Сына взяли в обычную школу, только надо позаниматься с дефектологом». Я уточняю: «С олигофренопедагогом?» Она: «Нет». Я: «Тогда с кем? Не с тифлопедагогом же?»

– Выпускники дефектологических факультетов вузов имеют основную специальность (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог) и дополнительную – логопед. Эта дополнительная специальность дает право, например, сурдопедагогу (дефектологу) работать учителем-логопедом в профильном учреждении. Звучит это примерно так: сурдопедагог и учитель-логопед в школе для детей II вида. Кроме того, дефектологические факультеты вузов имеют отделение «логопедия», где получают специальность логопеда.

Как правило, «логопедами-дефектологами» представляются те специалисты, которые либо хотят произвести впечатление на мам, либо камуфлируют неблагозвучность слова «олигофренопедагог». «Логопедами-дефектологами» могут представляться и те, кто окончил отделения сурдопедагогики, дошкольной дефектологии. Те же, кто закончил отделение логопедии, очень трепетно относятся к своей специальности и не будут придумывать что-то лишнее.

В некоторых дипломах логопедов встречается запись «специальный психолог», это синоним к слову «дефектолог». Такая специальность дает право работать в дошкольном образовательном учреждении логопедом или дефектологом.

В здравоохранении алгоритм жестче. Например, восстанавливать речь после инсульта, ставить или вызывать голос после операций на гортани, заниматься с детьми после операций на челюсти и губе (при ринолалии), исправлять заикание может только логопед, который учился на кафедре логопедии.

Логопед (дефектолог) занимается любыми речевыми нарушениями, которые могут быть как в самой речи, так и в ее оформлении. Как правило, логопед работает с нормотипичными детьми. Но и при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия, заикание) ребенком тоже занимается логопед.

– Ребенок в 2,6 говорит только несколько слов типа «мама, папа, баба». Ставят ЗРР, прописали пить пантокальцин. Нужно ли идти к логопеду? И что делать, чтобы разговорить ребенка?

– 2,6 – это возраст, когда действительно уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями.

По поводу пантокальцина отвечать не буду, это не моя компетенция. Моя рекомендация – чтобы как можно раньше ребенка показали хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи. Повторю еще раз: в год должно быть около 5-10 слов, в 2 года – коротенькая фраза, в 3 года – распространенная фраза, состоящая из 4-5 слов. В данном случае этого нет.

Как помочь заговорить?

– Что делать, чтобы разговорить ребенка? Самые простые рекомендации для мамы?

– Вы можете устраивать с ребенком игры, проговаривать в игре все слова. Если ребенок совсем маленький, вам нужно сесть так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию. Старайтесь говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Упрощайте свою собственную речь до двухсложных слов типа «мама», «папа», то есть обувь можете называть коротким словом «боты», собаку – «ава» и так далее, попробуйте придумать сами. Обязательно должно быть упрощено имя ребенка: не Дементий, а Дема, не Арсений, а Сеня.

Упрощайте слова и по артикуляции, например, употребляйте слова с теми звуками, которые ребенок уже умеет говорить, то есть с «п», «м», «б», это звуки, которые первые появляются в речи детей всего мира. Придумайте какой-то совместный альбом, вклеивайте простые картиночки или фотографии родственников и коротко их называйте и по имени, и кто какой член семьи. Выстраивайте коротенькие схематичные предложения.

Если уже набрано много названий животных, скажем, «киса», «ава», «петя» – петушок, «ло-ло» – пингвинчик, «миша» – медвежонок, то можете к ним добавлять короткие слова-действия: «иди, миша», «иди, петя» и так далее. И постепенно ребенок поймет алгоритм простой речи.

Но всё же лучше обратиться к логопеду, потому что в 2,6 года можно заниматься не только речью, но развивать и высшие психические функции.

– Какие вы посоветуете пособия для совместных занятий родителей с ребенком?

Давайте я назову несколько очень известных и качественных пособий. Это пособия Елены Михайловны Косиновой по развитию лексики и грамматики. Для более младших детей – это альбом Ольги Андреевны Новиковской, альбом Светланы Вадимовны Батяевой. Есть ряд пособий для малышей, для детей дошкольного возраста Татьяны Александровны Ткаченко, Ольги Александровны Безруковой, Ольги Евгеньевны Громовой. А вообще, старайтесь подбирать книги, где яркие большие картинки и четкие инструкции.

Когда начинать волноваться?

– Когда точно нужно обратить внимание, что что-то идет не так? На произношение каких звуков надо обращать особое внимание и пытаться их исправить самостоятельно? И расскажите про логопедические садики: почему некоторые их боятся как огня и как в них помогают ребенку?

Точно нужно обратить внимание при особенностях поведения у ребенка и отсутствии речи, именно при сочетании этих двух факторов. Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к врачу.

Я считаю, что самостоятельно исправлять звуки не стоит, всё-таки это должны делать профессионалы. Вообще, с ребенком нужно стараться говорить правильно, четко, чтобы ребенок видел артикуляцию.

Что касается логопедических садиков, то сейчас эта сфера подверглась серьезной реорганизации, и что там происходит и как происходит, однозначного ответа нет, потому что всё время меняются требования. Но какое-то время назад мне было достаточно понятно, как существуют логопедические сады, и мне нравилась организация в этих детских садах. Ребенок занимался с логопедом каждый день – это фронтальные занятия под руководством логопеда пять раз в неделю. Дальше: когда дети шли на прогулку, логопед по очереди брал детей на индивидуальные занятия, то есть 2-3 раза в неделю, где, например, ставились звуки. И во второй половине дня воспитатель, тоже имеющий допобразование, отрабатывал задания, которые дал логопед.

Таким образом, посмотрите, какое количество занятий! Плюс ко всему, воспитатель в логопедических садах обязан был включать речевую работу в режимные моменты: задавать конкретные вопросы, просить ребенка еще и еще раз повторить речевые конструкции. Такая подготовка качественно отличала этих детей от других, обычных: дети в логопедических группах, особенно с ФФН, были прекрасно подготовлены к школе. И там абсолютно нечего было бояться, то есть не просто не бояться, а следовало однозначно вести туда ребенка.

На сегодняшний момент ситуация несколько поменялась. Если раньше в логопедических садах было три группы: группа для детей с общим недоразвитием речи; группа для детей с нарушением звукопроизношения; группа для заикающихся детей, – то сейчас количество этих групп сокращается. Например, нарушения звукопроизношения выведены за рамки логопедических садов, а остаются дети с достаточно сложными нарушениями: либо это неговорящие дети, либо это дети с какими-то сочетанными нарушениями, со сложной структурой дефекта. Поэтому я не знаю, стоит ли обычному ребенку туда идти, и, вероятнее всего, его даже туда и не возьмут.

Когда нужен логопед?

— Как выбрать логопеда? На что обратить внимание? Есть ли государственные центры, где работают с малышами?

Вопрос, как выбрать логопеда, какие профессиональные требования. Первое – это, конечно, диплом об образовании. У каждого логопеда должен быть диплом о высшем образовании. Логопед обязательно заканчивает педагогический вуз, дефектологический факультет, кафедру «логопедия». Соответственно, в дипломе должна быть запись «учитель-логопед» и «учитель (например, если это кафедра логопедии) русского языка и литературы для детей спецшколы 5-го вида», то есть для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопед должен приходить к маленькому ребенку с набором пособий. Лучше, чтобы это были яркие картинки. Картинок, и вообще пособий, должно быть много. Конечно, логопед должен владеть красивой грамотной речью. Логопед обязательно должен найти подход к ребенку, то есть начать взаимодействовать, а обследование должно проходить максимально в игровой форме.

Есть ли государственный центр, где работают с малышами? Конечно, есть. Есть еще и детские сады, и поликлиники. Но, насколько я знаю, там очень большая загруженность.

– О бязательно ли нужен логопед, если особых проблем нет, кроме искаженного произношения «ш» и «ж»?

Вы знаете, может быть, и не стоит ничего делать. Я часто говорю, что в истории было много людей, которые имели нарушения звукопроизношения, но, тем не менее, их вклад в историю достаточно высок, то есть в жизни это им не помешало. Но если речь идет о девочке, а девочка часто выбирает речевую профессию, либо профессию, напрямую связанную с речью, тогда неправильное звукопроизношение может ей помешать в жизни.

Я могу вам сказать, что меня не беспокоит, если человек искажает звуки, я достаточно быстро привыкаю к этому. Слышу, конечно, но стараюсь не обращать внимания, мало ли какая индивидуальная особенность у человека. Но в нашей стране, в нашей культуре, в нашем обществе не принято произносить звуки искаженно, это считается нарушением некоего эталона.

Если родители хотят поставить ребенку звуки, я, как специалист, конечно, поддерживаю, потому что никаких проблем в этом я не вижу. Это не большое количество занятий, чтобы поставить, по сути, один звук, это одна артикуляция и для [ш], и для [ж], при произнесении второго звука только добавляется голос. Никакой особой трудности я не вижу, в детском возрасте это сделать просто.

Путаница со звуками

Со слов завуча школы, дети, искажающие звуки, не смогут грамотно писать, т.к. информация в голове искажается. Это так?

– Я думаю, что учитель имел в виду не искажение, а замену звуков. Коротко поясняю: искажение звучания – это то, как не принято говорить в системе языка, в данном случае русского. Например, не принято говорить межзубные, боковые звуки, горловое «р», но в данном случае ребенок понимает, что есть горловое звучание, но нет горловой буквы на письме, поэтому такой ошибки быть не может.

Но если ребенок, например, вместо «ш» говорит «с», «Саша» звучит как «Саса», тогда впоследствии на письме такая ошибка может быть, потому что ребенок неправильно воспринимает звук на слух, заменяет его в артикуляции, соответственно, потом будет заменять и букву. В данном случае речь идет о нарушении фонематического слуха, а о таком нарушении может сказать только логопед.

– Н а собеседовании в школе родителям сказали, что плохо говорящие дети искажают информацию и потом плохо пишут. Ваше мнение?

– Раньше логопед мог сказать: «Пожалуйста, поставьте звуки детям до школы, если вы этого не сделаете, то потом на письме будут ошибки». Сейчас многие родители достаточно образованы, чтобы легко принять на веру это спорное утверждение.

Если ребенок заменяет звуки, это нарушение фонематического слуха, то есть он неправильно воспринимает на слух звуки, соответственно, действительно на письме могут быть замены букв. Если ребенок плохо говорит, значит, он допускает в устной речи аграмматизмы, то есть неправильно употребляет окончания по роду, числу или падежу. Например, ребенок говорит: «Птицы сидят на деревах», – в норме русского языка «на деревьях», соответственно, в данном случае как ребенок говорит, так может и писать.

Если это вовремя не исправить, потом это может перейти в письменную речь. Все нарушения-аграмматизмы проявляются в 3-4-м классе, когда появляется собственная письменная речь.

– Е сли ребенок в устной речи говорит то «в», то «л», он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?

– Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения. Так может произойти, если у ребенка грубейшее нарушение фонематического слуха. [В] и [л] – звуки из разных фонетических групп, обычно дети их различают на слух.

Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.

Задержка речевого развития

– Какой порядок действий при ЗРР? Какие пройти обследования? Нужно ли ЭЭГ, УЗДГ, МРТ? Ребенок в 3,7 почти не говорит, каковы причины? К каким специалистам идти на занятия? Что может сделать мама сама?

Какова диагностика и лечение алалии? До какого возраста возможно исправить проблемы с речью? Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять?

Невозможно заочно назначить обследования. Вначале стоит идти к неврологу. Невролог обязательно смотрит ребенка, его рефлексы, кожные покровы, разговаривает с ним, подробно расспрашивает маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов, и только после этого назначается обследование. Да, это может быть энцефалограмма (ЭЭГ) и Доплер (УЗДГ), но, вполне возможно, что нужны еще какие-то обследования.

МРТ – достаточно сложное обследование, его обычно назначают строго по показаниям. То есть, если, например, у ребенка новообразования, опухоли, кисты или еще что-то такое похожее, тогда – да. Повторяю, все эти назначения делает врач (в данном случае невролог), никакой другой специалист назначить такие обследования не может.

Почему ребенок в 3,7 не говорит, какие причины? Причин огромное количество. Заочно это выяснить вообще невозможно, но даже и в очной беседе причины можно представлять только примерно. Да, это может быть внутриутробная проблема, болезни мамы, болезни ребенка, экологические факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, отечность беременной, какие-то осложнения при родах, быстрые роды, кесарево сечение. Наверное, стоит даже остановиться, потому что это всё может быть, и при этом всё будет благополучно или не выльется ярко в проблему.

К сожалению, мы не найдем первопричину, а на каких-то объективных обследованиях, таких как Доплер, вполне можно узнать особенности кровотока, например, нет ли проблем с притоком и венозным оттоком. Но это будут косвенные причины, которые помогут неврологу разобраться в неврологической симптоматике.

Дальше мама спрашивает, если у ребенка алалия, какая диагностика и лечение. Это может определить невролог (сам диагноз ставит психиатр), он назначит обследования и лечение, после этого консультирует логопед и делает логопедическое заключение.

До какого возраста можно исправить проблемы с речью? Смотря какие проблемы. Если речи нет в три года, нужно активно, как можно быстрее, а лучше до трех лет, начать заниматься формированием, вызыванием речи. Если, например, пятилетний ребенок, там уже становление лексико-грамматических, фонетико-грамматических категорий, там работа с качеством речи. Но если ребенок не говорит и в пять, и в шесть, и в семь, и так далее лет, всё равно нужно заниматься с этим ребенком. Да, конечно, качество будет хуже и прогноз хуже, но до периода, скажем, пубертата я бы активно советовала родителям не опускать руки, заниматься ребенком.

Понимаете, если ребенок не Маугли и находится в обществе, в социуме, то он понимает, что речь нужна, что мы все говорим, и он это видит и осознает. Тогда у него есть возможность заговорить вплоть до пубертата. Ну как заговорить: научиться говорить слова и фразы, скажем так. Если же ребенок живет не в социуме, то самый последний срок – это шесть лет. Если до шести лет ребенок не выведен из дикого сообщества, то есть из среды животных, то тогда разговорить такого ребенка практически невозможно.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься и повторять? Начните, наверное, всё-таки не с речевых занятий, а с занятий с психологом, потому что, может быть, там проблема-то не речевая. Есть дети абсолютно незрелые, и нужно начать играть, а в игре появится и желание повторять и взаимодействовать. Сейчас очень много игровых терапий (директивная и недирективная, песочная, флортайм и др.).

Билингвы

– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ребенка-билингва. Посоветуйте, как лучше обучать ребенка другим языкам, нужно ли одному родителю говорить с ребенком на двух языках или по правилу «один человек – один язык»?

Надо помнить, что речь формируется до пяти лет, то есть в пять лет – это речь взрослого человека, поэтому, если ребенок попадает в некую речевую задержку, то есть до трех лет неправильно формируется речь в структуре нашего языка – мало слов, короткие предложения или их совсем нет, то, конечно, вводить такому ребенку второй язык чревато, потому что он не усваивает систему даже родного языка. Если же ребенок вполне справляется со своим родным языком, то есть хорошо усваивает, например, русский язык, то ничего плохого нет в том, что с ним будут говорить и на втором языке. Возможно, в таком случае будет небольшая задержка в формировании речи на обоих языках, а в совокупности всё равно достаточно приличное развитие, тогда ребенок будет знать два языка.

Такая практика была в Советском Союзе, во многих республиках обязательно изучался родной язык и вторым изучался русский. И мы знаем, что практически все жители бывших республик Советского Союза кроме своего языка прекрасно владеют и вторым, русским, языком.

В каких случаях я всё-таки не рекомендую говорить сразу на двух языках? Когда идет грубая задержка речи или совсем речь отсутствует, тогда лучше, чтобы ребенок говорил на каком-то одном языке, неважно, на каком. Понятно, что русский очень сложный язык, и замечательно, когда первый – русский язык, просто из-за того, что он очень богатый, красивый, многоплановый, и тот, кто знает русский, вполне может усвоить и какой-то другой язык.

В моей практике был ребенок с похожей ситуацией, папа – испанец, мама – русская, они жили в Валенсии, ребенок говорил сразу на двух языках, мама с ним говорила на русском, папа говорил на испанском, даже на каталонском, но всё-таки больше присутствовал именно испанский язык. И ребенок попал в ситуацию вот этого двуязычия при наличии небольшой задержки, с которой он вполне бы справился, но тут мама взяла еще и бонну, которая владела английским языком. И произошла некая путаница: ребенок сразу с тремя языками, совсем маленький ребенок, ему было два года с небольшим.

Я сразу задала маме вопрос: а как ребенок отреагировал на появление бонны? «Негативно», – сказала мама, но это и понятно, ребенок уже был достаточно большой, и вдруг ни с того ни с сего он попадает в ситуацию безречья. Когда я посмотрела ребенка, я посоветовала родителям на короткий срок убрать все языки, кроме испанского, потому что ребенок ходит в детский сад, где дети говорят на испанском языке, «а русский в любом случае ваш ребенок будет знать, потому что вы – носитель языка, вы достаточно часто приезжаете в Россию».

Мама приняла мой совет, и в течение полугода они говорили с сыном только на испанском языке. Через полгода я посмотрела этого ребенка, он прекрасно говорил на испанском, и когда я его спрашивала по-русски что-то простое, он понимал. С этого момента было ясно, что ребенок вполне в системе испанского языка и вот-вот начнет говорить по-русски тоже.

Вопросы читателей

– Девочка в 2,5 года говорит много, но иногда в начале фразы сильно заикается. Это нормально?

– Очень трудно сказать заочно, заикание это или полтерн (запинка). Да, это может быть просто запинка, и это пройдет. Может быть, это заикание, то есть уже не просто запинка, тогда – да, нужно обращаться к специалисту, причем не к одному: к неврологу и логопеду. Нужно работать над дыханием, над плавностью речи.

Иногда так бывает в таком возрасте из-за того, что ребенок начинает бурно и много говорить, поэтому артикуляционный мышечный аппарат не справляется, ребенок начинает заикаться. Это может пройти само собой, но лучше, чтобы посмотрел специалист.

– Девочка в 1,8 болтает на своем тарабарском, можно различить только «мама», всё остальное непонятно. Надо ли что-то делать?

– 1,8 – это возраст, когда появляется короткая фраза, и у детей обычно достаточно много слов. У ребенка есть речевая задержка: ребенок не говорит словами и короткими фразами.

Надо ли что-то делать? На подобный вопрос я уже отвечала, посмотрите выше.

– Ребенок пойдет в садик в сентябре и будет самый младший в группе. Там будут дети, которые почти на год старше и которые очень хорошо и свободно говорят. Такая разница не навредит ребенку? Или же, наоборот, поможет заговорить?

– Нет, не навредит. Наоборот, хорошая, четкая и достаточно правильная речь более старших детей – это хороший образец для ребенка. Не знаю, поможет это заговорить или не поможет, разные ситуации могут быть, но вполне может быть, что и поможет.

– Ребенку три года, до двух лет развивался нормально, было много отдельных слов и простых фраз. В два манифестировала эпилепсия, и речь постепенно пропала. Есть ли какие-то методики для занятий дома? Эпилептологи говорят, что пока приступы не купируются, прогресс речи можно не ждать.

– Я уже называла эти методики, принципиально нет других методик для детей с эпилепсией или с каким-то другим нарушением. Да, я согласна, пока не будут купированы приступы, большая вероятность, что речь активно развиваться не будет, потому что каждый приступ откидывает развитие ребенка назад, погибают нервные клетки, которые, может, потом и восстановятся. Но самая главная задача – купировать у ребенка приступы.

– У м альчика в 2,10 небольшой запас слов, простые предложения из двух слов. Надо ли обращаться к специалисту?

– Да, у ребенка задержка речевого развития. Еще раз повторяю, что ближе к трем годам уже должны быть развернутые фразы. Да, первый врач – это невролог, а далее – обязательно поход к логопеду.

– Мальчик почти в три года говорит практически все слова, но в общем речь очень плохая. Половину слов даже родители понимают с трудом, странно строит предложения (например, «я, Никита, пойду не» вместо «я пойду»), нет звуков «р», «ш». Как это могут исправить родители? Может ли помочь логопед?

– По поводу звуков можно подождать, потому что в этом возрасте дети могут еще не выговаривать сложные звуки. Может ли помочь логопед с развитием речи? Да, может помочь. Если ребенок искажает структуру предложения – «я, Никита, пойду», вместо «я пойду», здесь уже работу над грамматикой начинает логопед. Без фанатизма, но начинать нужно.

– Девочка в 2,5 говорит смазанно, предложения короткие и кривенькие. Невролог прописал пантогам и магне Б6. Есть планы идти в логопедический сад, сначала в ГКП. Что бы вы еще посоветовали в этом случае?

Повторяю, что не моя компетенция опровергать или назначать медикаменты, но могу сказать, что очень часто детям с такими жалобами действительно назначают витамины и какой-нибудь ноотропный препарат, это достаточно распространенная практика. Ребенок еще маленький и нельзя сказать, почему она смазанно говорит, не выговаривает большое количество звуков.

То, что вы собираетесь в детский сад или в группу ГКП, это вполне оправданно, это правильный ход. Соответственно, там ребенок сперва начнет заниматься с психологом, а потом, возможно, с логопедом, и постепенно будут вводиться занятия по стабилизации речи, по постановке звуков.

– Можно ли начинать коррекцию логоневроза в три года? И нужно ли это лечить препаратами?

Лечение препаратами – это ведение невролога. Да, мягкие седативные препараты при заикании дают. Но надо разбираться с природой заикания, почему назначили ребенку именно этот препарат. С трех лет ребенок попадает в группу риска по заиканию, потому что активное речевое развитие ребенка и желание говорить часто опережают возможности артикуляционного аппарата, и может быть заикание. Вполне возможно, что оно очень скоро пройдет, тогда и препараты не понадобятся. Но если это не ложное, а истинное заикание, то с этим должен разобраться невролог.

Нужно ли заниматься с ребенком трех лет? У меня есть такое пожелание: во-первых, раз так активно и бурно ребенок реагирует на речь, тогда во всех остальных областях должно быть полное спокойствие. Может быть, есть смысл ограничить яркое речевое развитие ребенка, пусть он будет говорить в семье много, но, скажем, ограничить общение с другими детьми. Хорошо бы поехать отдыхать на море, в горы, выбирать разные прекрасные места для отдыха, чтобы нервная система ребенка была спокойной, то есть этот период провести в несколько расслабленном состоянии. Это раз.

Второе: возможно, у этого ребенка сбито дыхание. Тогда вполне можно работать с дыханием. Конечно, в три года уровень произвольности еще низкий, но легкие дыхательные упражнения в игровой форме вполне можно проводить.

– Ребенок 3,5 лет меняет в словах буквы «г» и «д», «к» и «т». Что делать?

Всё просто: обратиться к логопеду. Это совсем легкий дефект, несколько занятий – и логопед поставит ребенку эти звуки, а вы только автоматизируете, введете их в речь.

– Как правильно развивать речь у ребенка 1,6, который говорит мало слов? Какие базовые подходы использовать?

В 1,6 с ребенком нужно активно жить в игре. Посвящайте своему ребенку много времени. Да, личное время у него и у вас тоже должно быть, но, самое главное, если вы играете с ребенком, то играйте с ним качественно. Первые игрушки какие? Это животные, машины, куклы – называйте их простыми словами. Ранее я уже говорила: ляля, киса, ава, петя и так далее. И стройте какой-то сюжет, какую-то игру, тогда ребенку с вами будет интересно, и просто потому, что вы говорите с ним на доступном языке. И вообще, дети в этом возрасте очень любят взаимодействовать со взрослыми людьми, просто живите вместе с ребенком и радуйтесь этому общению, и всё у вас будет хорошо.

– Когда ребенок начинает четко произносить звуки, в частности «р»? И если грассирует папа, это же не значит, что и ребенок будет, копируя его, тоже грассировать?

Если ребенок стал правильно говорить, вероятнее всего, он уже не стал подражать папе. Значит, артикуляционный аппарат сохранен, достаточно правильная длинная, широкая, не узкая подъязычная связка, так называемая уздечка, и хорошая вибрация кончика языка. И ребенок уже справился с правильным произношением этого звука. То есть он слышал, что в системе языка вот так произносят, и он точно так же стал произносить, не копируя папу.

Может ли попробовать как папа? Может, но вы уже сможете ему сказать, что так неправильно у нас в языке, нужно по-другому.

Могу вам привести такой пример: когда мой сын был маленький, я начинала заниматься с детьми по постановке звуков, ко мне дети приходили домой. Сыну было два года с небольшим, и он стоял около меня и смотрел, как я ставлю звуки другим детям. Он говорил достаточно чисто, выговаривал все звуки, и вдруг стал подражать некоторым детям. Попробовал – и не стал, потому что, в принципе, если ребенок понимает, что так не принято, он не будет это говорить.

[Р] – сонорный звук, достаточно поздно появляется в речи, допустимо по норме речевого развития ближе к пяти. Если всё идет по плану, то беспокоиться не надо.

– В каком возрасте нужно принимать меры для нормального произношения «л», «р»? Мальчику 1 год 10 месяцев.

В 1 год и 10 месяцев – не нужно. Если он так прекрасно уже начал говорить, вероятнее всего, у него вообще лингвистическая одаренность, такой ребеночек вполне справится и с произношением звуков. Но если даже что-то с мышцами не то, это не большая проблема, я думаю, что логопед вполне может помочь.

– Девочка в 4 года грассирует «р», родители запрещают ей говорить «р», раз не получается. Надо ли беспокоиться из-за грассирования в таком возрасте?

Когда ребенок начинает искажать звук, заводит не кончик язычной мышцы, а корень, то, вероятнее всего, у него действительно проблемы с произнесением этого звука. То есть ребенок понял, что что-то нужно завести, а завелось то, что завелось, вероятнее всего, звук сам по себе уже не появится. Но, повторяю, что все рекомендации должны даваться ребенку очно, нужно всё-таки посмотреть, не короткая ли уздечка, не слабый ли кончик языка, это функционал логопеда.

Нужно ли запрещать произносить звук? Может быть, и нужно. Что-то в этом есть, не закрепляется неправильный акустический образец. Хотя отсутствие звука – это тоже неправильно. Четыре года – это возраст, который вполне подходит для постановки звуков. Мне кажется, что нужно просто показаться специалисту, и он ответит вам на этот вопрос.

– Ч итали ли вы роман Валерия Вотрина «Логопед»? Как оцениваете это произведение?

Нет, я не читала этот роман, но я знаю, что повествование строится от лица логопеда, главные герои – логопед и журналист, просто как у нас сейчас. И что именно они хотят сохранить язык страны. Хороший посыл. Да, спасибо, почитаю.

Конечно, я – за чистоту языка, за сохранение русского языка, за то, чтобы люди красиво и грамотно говорили (выговаривали, в том числе, звуки), у меня есть примеры эталонов логопедов в искусстве. Один из значимых для меня фильмов это «Король говорит». Во-первых, сам фильм прекрасный. Во-вторых, главную роль логопеда актер играет абсолютно профессионально, могу сказать, что приемы, которые там показаны, очень действенные. Мне кажется, это хороший пример популяризации нашей профессии.

И второй известный фильм «По семейным обстоятельствам», где логопеда играет Ролан Быков. Это шутка, пародия на логопеда, но она удалась, она крепко приклеилась к логопеду на многие годы. И я всегда и везде говорю: не дай Бог, чтобы так было в жизни, потому что, к сожалению, нет профессионального отбора абитуриентов, то есть многие претендующие на место студента на кафедре логопедии элементарно не умеют выговаривать звуки. Поэтому в каком-то смысле это и фильм-прорицание. Конечно, обидно за профессию. Во времена Советского Союза это была шутка, а сейчас, к сожалению, это не совсем шутка, в ней есть доля правды.

– По какой причине многие абсолютно здоровые и развитые дети при богатом пассивном словаре поздно начинают разговаривать? Это тенденция?

Нет, конкретно этот факт не является тенденциозным. Попытаться объяснить этот феномен можно несколькими способами, но это только гипотетически, я подчеркиваю это слово:

1. Есть так называемые «дети-накопители», они очень критичны к своей речи. Им не нравится результат, поэтому они молчат или говорят несколько автономно («на своем» языке).

2. Есть «дети – продукты экстравертированного мира», то есть они копируют мир. Приведу такой пример. Многие родители видят своих детей только спящими, няни или бабушки рассказывают детям, что мама и папа много работают. Этот сюжет воплотился в производстве кукол с закрытыми глазами, и, представьте, детям нравится играть с такими куколками, потому что это проекция их собственного мира. Так и ребенок, который хорошо всё понимает и молчит, устанавливает одностороннюю связь по типу работы с компьютером, с ним же невозможно говорить.

Всё-таки это самоуспокоение, так быть не должно, и в помощь нам богатая история развития человечества. Дети с года должны начинать пробовать свой артикуляционный аппарат. Речевая задержка может быть разной. Допустим, ребенок заговорил, родителям показалось достаточно. Но когда такой ребенок попадает во время диспансеризации к логопеду, то выясняется, что есть задержка, более низкий уровень по сравнению со своим потенциальным уровнем речевого развития.

Если ребенок начинает говорить вовремя, то тогда собственный несовершенный продукт продуцирования его самого не смущает, ему всё равно, как говорить, главное, чтобы было само произнесение, удовольствие от самого процесса говорения и радость от того, что доставил приятное взрослым (родственники обычно очень эмоционально реагируют на первые слова ребенка). К счастью, такие дети еще есть.

– Ребенок начал говорить в 4 года. В пять-шесть – было не очень много звуков. В 8 лет – проблемы в письме, пропускает буквы в словах. Ребенок – невнимательный и творческий, может отвлекаться. Можно за лето что-то сделать самостоятельно?

Можно и нужно. Я рекомендую взять расширенную качественную консультацию логопеда, который занимается нарушением именно письма и письменной речи. Возможно, это не часовая, а двухчасовая консультация, где логопед подробно объяснит, как заниматься с ребенком, предложит пособия, по которым можно заниматься. Лично я очень люблю консультировать таких родителей, потому что если родитель мотивирован, задает такой вопрос, значит, вероятнее всего, мои рекомендации выполнит. Поэтому, пожалуйста, обращайтесь, с большим желанием вам поможем.

– Мальчику почти 5 лет, он плохо разговаривает, не умеет строить предложения, не выговаривает «р» и «л», говорит односложными предложениями. Каковы у него шансы?

Пять лет – это еще очень хороший возраст для того, чтобы стабилизировать все функции, в том числе и речевую. Впереди у вас до школы два активных года, очень рекомендую организовывать качественные занятия не только с логопедом, но и с психологом, подключить занятия с нейропсихологом, причем начать с сенсомоторной коррекции, затем включить когнитивную коррекцию. Хотелось бы, чтобы с ребенком занимался психолог по развитию высших психических функций. Что касается логопеда, то нужно развивать и лексико-грамматическую, и фонетико-фонематическую сторону, это принципиально разные занятия.

Если у ребенка проблемы с дыханием, с просодикой, значит, надо подключить какую-то аппаратную коррекцию, например, биологическую обратную связь, чтобы формировалось диафрагмальное дыхание, был длинный выдох. Возможно, если у ребенка проблемы со слуховым восприятием, подключить Томатис. То есть включить комплексную коррекцию, тогда будет успех. Комплексный подход вытягивает любого ребенка.

Удачи вам!

Подготовила Тамара Амелина

Андрею не было и годика, когда, спасая его от кишечной непроходимости, врачи ввели ему антибиотик. Мальчик выжил, но побочным действием препарата стала глухота...

История с Андреем произошла более двадцати лет назад. Как это ни больно, до сих пор дети часто глохнут от антибиотиков. Несмотря на то, что пагубное для органов слуха действие многих из них известно, антибиотики продолжают назначать при лечении пневмонии, бронхита, кишечных заболеваний. Чаще - в провинции, где у медиков нет выбора лекарств, а порой просто не хватает знаний.

Например, был такой случай. Двухлетнюю Танечку в тяжелейшем состоянии увезла «скорая». Малышка задыхалась, температура до 40 градусов, кашель с кровью...

После того как дочке ввели гентамицин, она стала беспокойной, прятала голову под подушку, - рассказывает мама. - Приехал муж, стал у нее что-то спрашивать. Танюша с удивлением на него глядела и мотала головой... Мы сразу же забили тревогу - ребенок не слышит! Обследовав девочку, врачи объявили, что она оглохла от антибиотиков. Максимум, что можно сделать, - подобрать качественный слуховой аппарат.

Восстановить слух бывает невозможно после вирусных инфекций - гриппа, свинки, коревой краснухи. Но это не значит, что ребенку остается одно - учить язык жестов. Благодаря самоотверженности своих родителей, их преданности Андрей Чернышов, отметивший 20-летие, научился говорить, окончил массовую школу и сейчас работает помощником бухгалтера. Надеемся, что его история обретения речи поможет родителям Танечки и другим, кого постигло это несчастье, не пасть духом и увереннее смотреть в будущее.

Ваш сын - глухой

Андрюша! - несколько раз окликнула 20-летняя мама своего полуторагодовалого малыша. Но возившийся с игрушками сын не реагировал. Только когда Лена коснулась его рукой, он поднял на нее глаза. «Заигрался?..» - с неясным беспокойством недоумевала она, не зная о том, что ее первенец совсем не слышит. Когда Лена позже то и дело узнавала, что Андрюшины сверстники уже вовсю щебечут, в то время как ее малыш лишь бессвязно лепетал, тревога усиливалась. Врачи и знакомые успокаивали: мол, разговорится - мальчики вообще начинают говорить позже.

Лена с мужем все-таки решили показать Андрюшу специалистам. Результаты аудиометрического обследования были удручающими: малыш не слышал. Оперировать бесполезно, а без слухового аппарата он мог слышать только крик у самого уха. «Чем болел? Нет ли наследственности? Не кололи ли ему антибиотики?» - спросили врачи. Лена вспомнила, что, спасая Андрюшу от заворота кишок, ему ввели антибиотик. Тогда она узнала, что около 40% детей, потерявших слух, оглохли от антибиотиков...

Было так тяжело, что думала, не выйду из больницы, - продолжает Елена Ивановна, теперь уже сурдопедагог НИИ отоларингологии им. проф. А. И. Коломийченко. - Спрашиваю: куда же мне с ним теперь? «Успокоили»: «Да что вы плачете, расстраиваетесь - у нас много специальных учебных заведений, где глухие живут и учатся. У них там свой мир, своя среда...»

«Свой мир...» От этих слов стало еще больнее. Казалось, какая-то невидимая сила хочет отнять у нее ребенка. «Как же мы можем отдать его в интернат, оторвать от семьи?» - Лена и муж Константин были в отчаянии.

Андрюшин папа - человек военный, мужественный и всегда сдержанный, - продолжает Елена Ивановна. - Я плакала, а он переживал все молча, но когда вернулись домой - и он не выдержал: лег и заплакал. Мысль о том, что сын никогда не услышит голосов своих близких, была нестерпимой. Собравшись с силами, через три дня я пошла в Институт отоларингологии к сурдопедагогу Любови Сидоренко. Она работала в этом же кабинете, где мы с вами разговариваем (не предполагала тогда, что со временем я, инженер-экономист, окончу дефектологический факультет, и сама буду принимать здесь больных!). Ее обнадеживающие слова запомнила на всю жизнь: «Андрюше нужно учиться говорить. И ни в какой интернат его отдавать не придется - будет учиться в обычной массовой школе». Мне трудно было поверить, что можно разговаривать, не слыша своего голоса. «Поезжай в Москву - сама во всем убедишься», - настаивала Любовь Александровна.

Первые слова

В Москве меня приняла семья, в которой росла глухая девочка. Она разговаривала! Конечно, ее речь отличалась монотонностью, но понять ее можно было без труда. Это было чудом. Посмотрела ее аудиограмму - все, как у Андрюши!

Глухие дети лепечут так же, как и слышащие, - говорит Елена Ивановна. - Но у слышащих лепет «ма-ма-ма-ма», «па-па-па» постепенно трансформируется в «мама» и «папа». У глухих же лепетная речь не развивается.

С лепета и начали обучение. Елена Ивановна брала в руки микрофон, Андрюше надевали наушники и учили следить за губами говорящего. Он говорил «ма-ма-ма» - его останавливали: вот «мама»! И одновременно показывали, как это слово пишется, рисовали картинку или показывали фотографию. Учили, какая разница между звучанием «мма-ма», когда вибрирует щека, и «ппа-па», когда идет толчок воздуха. Каждое слово нужно было выстрадать. Но когда оно получалось - это был праздник. Количество слов и словосочетаний с каждым днем увеличивалось. «Молоко», «поезд», «свет», «открыть дверь» - учила мама, а Андрюша повторял их снова и снова до тех пор, пока не мог их произнести.

Такой, как все

Усилия семьи Чернышовых, потраченные на то, чтобы научить сына говорить, были вознаграждены. 1 сентября с букетом цветов Андрюша пошел в ту же школу, которую в свое время окончила его мама.

Учительницу для него мне позволили выбрать самой. Наталья Прокофьевна была еще моложе, чем я. Она показалась мне добрым человеком - и я не ошиблась.

Андрюшу посадили за первую парту рядом с девочкой. Наталья Прокофьевна объяснила детям, что слуховой аппарат поможет их однокласснику четче слышать контур слова и понимать речь по губам.

Первые дни я буквально дежурила под дверями класса, даже заглядывала в щелочку - как он там, ведь он же не слышит! - признается Елена Ивановна. - И хотя сын был хорошо подготовлен к школе, ужасно волновалась.

«Елена Ивановна, а ваш Андрюша - вон там!» Дети в школе встречали ее приветливо, и у мамы светлело на душе. Когда семье Чернышовых пришлось переехать в другой район, школу менять не стали, хотя добираться было далековато.

Учеба давалась Андрею нелегко, особенно в старших классах, когда появилось много дисциплин. Но поддержка родителей, учителей и школьных товарищей помогла преодолевать трудности. И как было не поддержать открытого, улыбчивого, с мягкими манерами парня, который не покорился судьбе и которого не сломали трудности?..

После школы я поступил в промышленно-экономический колледж, а в этом году окончил его, - рассказывал за чашкой кофе Андрей.

Теперь работаю помощником бухгалтера в одной фирме.

Когда я сказала сотрудникам фирмы, что Андрей не слышит, они поначалу растерялись. Но, познакомившись с ним, сказали: не волнуйтесь, премудрости бухгалтерии он освоит, - вспоминает мама. - Я считаю это большой удачей, ведь сейчас устроиться на работу трудно даже слышащему человеку.

А что делаешь в свободное время? - интересуюсь у Андрея.

Гуляю с собакой, читаю, встречаюсь с друзьями.

А летом?

Нравится путешествовать, купаться в море. В этом году с компанией отдыхал в Одессе...

На прощание Елена Ивановна сказала: «Конечно, сыну намного легче было бы выучить язык жестов, но мы очень хотели, чтобы он был таким же, как все дети. Пришлось запастись терпением, А вообще, это адский труд».


Говорящий глухой - подвиг родителей

Будущее глухого ребенка - это процентов на девяносто труд мамы и папы, - говорит председатель Киевской ассоциации родителей и детей-инвалидов с нарушением слуха Елизавета Пушкарская. - И от того, какими они окажутся педагогами, психологами и просто людьми - добрыми или нет - зависит, какая вырастет личность. Это тяжкий труд. Ведь чтобы такого ребенка научить разговаривать, родители должны полностью посвятить себя ему.

К сожалению, не у всех это получается. Мне рассказали о маме с педагогическим образованием, которая не могла справиться с занятиями и помочь своему ребенку. А другая - без образования, зато просто талантливая женщина - успешно сделала это. Проблема многих в том, что все их время уходит на добывание хлеба насущного, и ребенком заниматься некогда.

То, что у слышащих выходит само собой, для глухих зачастую представляет огромные трудности. Например, очень важно развить у этих детей образное мышление и чувство юмора - они воспринимают все очень серьезно. У неговорящих глухих детей сложности с пространственно-временным мышлением - им трудно постичь, что, допустим, Шекспир и Достоевский жили в разное время. Глухим, но с речью, эти вещи понятны. Еще глухие дети чрезвычайно ранимы. Чтобы помочь им обрести уверенность в себе и не обидеть, некоторые мамы проявляют незаурядную изобретательность. Одна из них, например, придумала некую мифическую Марину и на ней расписывала все нехорошие поступки дочери: «Марина шла, развернула конфету, а бумажку бросила под ноги - как это нехорошо!..»

По словам Елизаветы Николаевны, в Киеве около ста реабилитированных детей. У одних уже позади вузы и техникумы. Другим только предстоит пойти в массовую школу, которая даст им возможность больше общаться со слышащими и получить более полное образование - в специальных школах объем знаний иной. Это и более ясная перспектива продолжения учебы. Но для массовой школы ребенок должен быть подготовлен лучше других ровесников - почувствовав, что знает больше слышащих, он сможет быть на уроках активным и успешнее учиться.

О причинах, приводящих к глухоте, рассказала заведующая детским отделением НИИ отоларингологии Лариса Кобзарук:

Глухота может развиваться постепенно, в течение нескольких лет или месяцев, а может наступить внезапно. Поражается либо одно, либо оба уха. Причиной становится вирусная инфекция (от нее слух ребенка может пострадать еще до рождения, если мама болела во время беременности), антибиотики аминогликозидного ряда (стрептомицин, гентамицин, полимицин, каномицин, мономицин), а также травмы при родах. Иногда глухота бывает наследственной.

От чего зависит эффективность лечения?

От того, как скоро его начали, и от степени поражения слуха. Если к лечению приступили в течение месяца от начала заболевания, то вероятность излечения достигает 90-100%. Но, к сожалению, в большинстве случаев родители не сразу замечают глухоту, а врачи поздно ее диагностируют, особенно у самых маленьких. Родителям следует насторожиться, если ребенку приходится повторять несколько раз одно и то же, если он включает телевизор или радио громче, чем следует, или учится говорить позже и медленнее своих ровесников.

Наталья МАТВЕЕВА

До 4 лет у ребенка должна быть сформированная, грамотно оформленная речь. Если Ваш ребенок отстает в речевом развитии, советуем обратиться к специалистам, в первую очередь к сурдологам. .Т.к погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. Этот «небольшой дефект» называется – тугоухость (незначительное снижение остроты слуха). Это вовсе не означает, что ребенок глухой, он понимает обращенную речь, реагирует на звуки, выполняет задания, говорит, хотя и нечетко.

Это нарушение слуха можно сравнить с плохим телевизором, - вижу и слышу, но нечетко, а кое-что вообще не могу понять. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "табака" вместо "собака", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Также страдания ребенка усилятся, когда он пойдет в школу. Грамотой он будет овладевать с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "самолет", а он знает слово "тамолет". Но и это еще не все. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем снижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "я кулял" вместо "я гулял". Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости, ведь как ребенок произносит слово, так он его и напишет. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя диагностированы.

Характерные дефекты речи у слабослышащих детей:

1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что для овладения речью, правильности произношения слов решающее значение имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух снижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, в третьих(если говорящий человек и ребенок находятся рядом)может слышать их правильно- но все равно они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас. Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета ("умываться" вместо "умывальник" или вместо "мыло"; "горячий" вместо "утюг";
3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые "ослышки"). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: молоток - потолок - порошок - петушок;
4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова. Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания.
5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: "бежали" вместо "побежали" или вместо "прибежали"; "стол" вместо "столик".
6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: "трау" или "pay" вместо "страус" (последний глухой согласный тоже не слышен); "лон" вместо "слон".
7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов ("колос" вместо "голос", "гардина" вместо "картина").
Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует - имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Итак, будьте внимательны к ребенку!

Если у него поздно развивается речь, есть вышеперечисленные проблемы в речи или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы диагностики, лечения, обучения.

Выбирая школу для своего слабослышащего или глухого ребенка, родителям нужно учитывать, что при поступлении в специальное или высшее учебное учреждение Украины слабослышащему студенту стоит знать жестовый язык. Если ваш ученик имеет 3-4 степень тугоухости важно, чтобы он дополнительно владел жестовой речью, если ему трудно распознавать речь на слух. Почему? Об особенностях развития детей с недостаточным слухом говорим с руководителем воскресной школы для глухих людей «Слышать сердцем» психологом Анной Блощинской (г.Киев).

Почему вы решили стать сурдопереводчиком? Это довольно редкая профессия.

У меня бабушка и дедушка глухие, у них приобретенное снижение слуха. Моя мама знала жестовый язык с детства, и вся родня владела жестовым языком. Сейчас мама работает сурдопереводчиком на телевидении. Мне нравится помогать глухим людям, а особенно работать с неслышащими детьми. Помню, как мама учила и объясняла, на что обращать внимание и какие акценты ставить во время жестового перевода, как общаться с глухими правильно, учитывая их особенности.

Уроки рисования в воскресной школе

Часто в семье слышащих глухого ребенка стараются адаптировать в слышащем обществе: учат говорить, запрещают использование жестового языка. Действительно ли жестовый язык мешает становлению устной речи и развитию глухого ребенка?

У меня есть слабослышащая ученица Катя. Ее мама слышащая. Женщина с самого начала была негативно настроена против использования жестового языка в обучении дочери. Я часто слышала от нее: «Зачем вы обучаете ребенка жестовому языку? Он не нужен». Я ее пыталась убедить примерами. Вот мы учим слово «ложка»: показываем Кате картинку, сам предмет, пишем слово. Добавляем жест, обозначающий слово «ложка». И ребенок быстро запоминает новое слово. Или, например, изучали дни недели. У ребенка в памяти остается визуальная ассоциация с конкретным днем. Четыре года Катя занималась в воскресной школе, на 5-й год мама увидела смысл использования жестовой речи для развития дочери. Заметив результаты обучения, она поняла, что Кате нужен жестовый язык для понимания окружающего мира.

Как-то в воскресной школе мы изучали разницу между добром и злом. До 11 лет Катя воспринимала мир как добро, не понимая, что бывает еще зло. Абстрактные понятия удалось объяснить с помощью жестового языка и картинок.

Индивидуальные занятия с неслышащими детьми аутистами

Специальные и высшее учебные учреждения в Украине предполагают, что студент со сниженным слухом должен знать жестовый язык. Вся программа для слабослышащих и глухих дублируется сурдопереводчиком. Выходит, что слабослышащий студент, даже если он учился все время в массовой школе, если он не знает жестового языка, просто не сможет дальше овладеть профессией?

Есть глухие студенты, которые прекрасно считывают с губ. Я переводила лекции на жестовый язык в университете Драгоманова и видела, что студенты понимают слышащего педагога, просто наблюдая за ее артикуляцией. Считыванию с губ учат в специальных школах для слабослышащих и глухих. На занятиях нужно было изучать новую терминологию. И им переводчик жестового языка требовался для того, чтобы уточнить некоторые моменты у преподавателя.

Обучение глухих детей брейк-дансу

Какие вы можете дать советы по правильному введению слабослышащего ребенка в слышащий коллектив?

Я вчера как раз общалась с глухим мальчиком из семьи глухих. У него кохлеарный имплант. Он слышит, разговаривает, по губам хорошо читает. Но со слышащими он не дружит. Он захотел пойти в школу интернат № 9 для слабослышащих детей в Киеве, чтобы быть в своей среде. Ведь слышащие дети они очень жестоки по отношению к сверстникам-инвалидам.

Как правильно общаться с человеком со сниженным слухом?

1. Нужно спокойно разговаривать, не надо кричать (почему-то часто слышащие думают, что надо громче говорить).

2. Лучше развернуться лицом к собеседнику, не говорить сбоку или со спины.

3. Четко и медленно произносить слова, не отворачиваться.

4. Чтобы привлечь внимание, нужно дотронуться до плеча.

5. Говорить короткими предложениями.

6. Если чисто глухие, то конечно же писать на листочке или в телефоне.

Творческое рисование воскресной школе (Киев)

Если слабослышащий ребенок учился в слышащей среде, а потом стал изучать жестовый язык. Он попадает в среду глухих. Существует ли культура общения с глухими? Что можно делать, чего нельзя?

Ой, глухие сами научат. Они очень доброжелательно и чутко относятся к новеньким, очень доверчивые. Если ты знаешь жестовый язык, идешь к ним с открытым сердцем, то станешь своим. Глухого ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть. Не нужно его ломать, переубеждать, что ему нужна слышащая среда. Я наблюдаю следующую ситуацию: таких детей учат говорить, общаться среди слышащих, но произношение у них не четкое, поэтому они стесняются своего голоса. А слышащие не хотят говорить с глухими. Надо научить ребенка, прежде всего, коммуникации. Комфортно себя чувствовать в мире. Не важно, это будет мир слышащих или глухих.

Например, мой глухой дедушка был актером, он очень здорово дружил со всеми слышащими. И хотя знал, что над ним подсмеиваются, он оставался веселым и открытым, не обращая внимания на такие моменты. Ему мама дала столько безусловной любви, что он себя чувствовал комфортно. Он не комплексовал из-за того, что глухой. А это самое главное в воспитании: принимать себя полностью. Он комфортно себя чувствовал и с глухими, и со слышащими.

Посещение детского бала

А то получается, что мы заставляем глухого ребенка общаться со слышащими, которые его не принимают. Но ведь можно найти интересных глухих интеллигентных людей. Среди них много талантливых актеров, художников, дизайнеров и спортсменов. Бывают, конечно, разные люди, но не надо считать, что среди глухих только бандиты или воры. Слышащим родителям нужно научиться принимать своего ребенка без надрыва, без травмы. Не стоит мучиться, что вот мой ребенок глухой. Лучше такой настрой: да глухой, ну и что, будем учить жестовый язык, будем общаться, найдем среду ему классную.

Я общаюсь и со слышащими, и с глухими. Моя дополнительная деятельность — преподавание в Киевской духовной семинарии. Здесь будущие священники учат жестовый язык, чтобы общаться с глухими верующими. Часто беру своих семинаристов и глухих, мы ходим совместно на мероприятия, для них это практика, а для глухих общение. Я показываю, что поддерживать отношения можно и со слышащими, и с глухими. Не надо культивировать обиды на слышащее общество.

Воскресная школа "Слышать сердцем" поздравляет воспитанников

Киевской школы-интернат № 18 с Днем Святого Николая

Как слышащему родителю начать поиск среды для своего глухого ребенка? С чего можно начать, чтобы преодолеть социальную изоляцию?

Есть общество глухих – в Украине это УТОГ. В каждой области есть свои представительства, где встречаются, общаются такие люди. При них работают культурные центры, где глухой ребенок учиться раскрывать свой талант. В интернете можно искать «кружки для глухих». Есть специализированные школы и интернаты, при них бывают кружки для глухих, приходят инструкторы и проводят с ними занятия (рукоделие, спорт). Даже если в вашем населенном пункте нет представительства УТОГа, нужно искать среду слабослышащих и глухих.

Родителям нужно наблюдать за этой средой. Подружиться с глухими родителями, смотреть, кто из какой семьи, наладить контакт. Пойти вместе на какие-то мероприятия. Глухие введут потом в свою среду. Им тоже интересно такое сотрудничество. Ведь у них возникает потребность в помощи слышащих, когда нужно куда-то позвонить, что-то узнать, а они не могут этого сделать. Каждый раз дергать сурдопереводчика не все готовы. Им не к кому обратиться, поэтому глухие пойдут на такой контакт.

Хочется добавить, что любовь не требует знания языка, ее чувствуют. Поэтому девиз нашей школы: «Превыше всего любовь!», так как не важно — глухой человек или слышащий.


Оксана Гунько

Загрузка...

Реклама