ori-superkosmetika.ru

Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного. Какими в норме должны быть рефлексы новорожденного Рефлекс бабкина что

При костной форме врожденной косолапости деформация стопы также очевидна с первого дня жизни, но никакие ручные попытки вывести стопу и придать ей правильное положение не дают эффекта.

Отсюда понятно, что лечение врожденной косолапости и нейрогенной косолапости во многом отличаются. Лечением костных форм косолапости занимаются ортопеды.

В заключение хочется подчеркнуть, что двигательные нарушения у новорожденных встречаются очень часто.

Безусловные рефлексы новорожденных

Врач, осматривающий новорожденного, обращает внимание на его безусловные рефлексы. Исследуя их, доктор получает важную информацию о деятельности центральной нервной системы и может оценить - норма это или отклонение от нормы.

Золотым правилом неврологии можно считать, что здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам. Патологией считается отсутствие их в период новорожденное™, а также задержка их обратного развития. Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Расскажем об основных безусловных рефлексах новорожденных.

Поисковый рефлекс

Поглаживание в области угла рта вызывает у новорожденного опускание губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

Поисковый рефлекс свидетельствует о сла5кенной работе глубоких структур мозга ребенка. Он безукоризненно вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к трехмесячному возрасту. Если этого не происходит, то требуется исключить патологию головного мозга.

Хоботковый рефлекс

Вызывается легким постукиванием пальцем по верхней губе ребенка - в ответ происходит складывание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и у всех он постепенно угасает к трехмесячному возрасту.

По аналогии с поисковым рефлексом, сохранение его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.

При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания. . Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Этот забавный рефлекс вызывается так: нужно легко надавить большим пальцем на ладонь ребенка, и в ответ младенец поворачивает голову и открывает рот. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Ладонно-ротовой рефлекс обычно в норме хорошо выражен и постоянен. Он снижается при некоторых повреждениях нервной системы, особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Хватательный рефлекс

В ответ на прикосновение к ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее. В норме этот рефлекс хорошо вызывается у всех новорожденных.

Снижение хватательного рефлекса чаще всего отмечается на стороне поражения шейного отдела спинного мозга.

Рефлекс Робинсона

Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок захватывает предмет или палец врача так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за палец поднять вверх. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его тело в подвешенном состоянии.

В норме рефлекс Робинсона у всех новорожденных следует считать обязательным. К 3-4 месяцам жизни на основе этого безусловного рефлекса формируется целенаправленное захватывание игрушки, а хорошая выраженность этого рефлекса в дальнейшем способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

Нижний хватательный рефлекс

Этот рефлекс вызывается легким нажатием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы новорожденного, в ответ на это ребенок сгибает пальцы ног. У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Невозможность вызвать этот рефлекс возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

Рефлекс охватывания Моро

Вызывается этот рефлекс так: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон возле лежащего ребенка, то он раскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальцы, а затем следует движение рук в обратную сторону.

В норме рефлекс Моро сохраняется до 3-4 месяцев. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро вызывается достаточно хорошо и всегда одинаково в обеих руках. При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе.

Рефлекс Переза

Для того чтобы вызвать этот рефлекс, врач укладывает ребенка на свою ладонь лицом вниз. Затем, слегка надавливая, проводит пальцем по позвоночнику ребенка снизу вверх от копчика до шеи. В ответ на это позвоночник прогибается, происходит разгибание рук и ног, голова поднимается. Проверка этого рефлекса дает врачу информацию о функционировании спинного мозга на всем его протяжении. Нередко это неприятно ребенку, и он реагирует плачем. В норме рефлекс Переза хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу третьего месяца.

У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переза получается как бы «обезглавленным».

Рефлекс опоры

Рефлекс опоры очень важен для оценки состояния центральной нервной системы новорожденного. В норме рефлекс выглядит так: если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-5-неделыюму возрасту. При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре па стопы во время легкого наклона тела кпереди ребенок делает шаговые движения. Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни. Оценка рефлекса автоматической ходьбы очень важна для врача, так как помогает выявить место поражения нервной системы и ее степень.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

Рефлекс ползания по Бауэру

Этот рефлекс вызывается так: к стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука, в ответ на это ребенок начинает выполнять движения ползанья. Этот рефлекс в норме вызывается у всех новорожденных и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Оценка рефлекса имеет большое диагностическое значение для врача.

Защитный рефлекс

Суть рефлекса заключается в том, что уложенный на живот новорожденный быстро поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать. Этот рефлекс выражен с первого дня жизни у всех без исключения здоровых новорожденных. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга.

Оценка защитного рефлекса поможет врачу своевременно выявить патологию нервной системы у новорожденного.

Рефлекс отдергивания ноги

Этот рефлекс"вызывается так: если поочередно осторожно уколоть каждую подошву ребенка иглой, то происходит сгибание ноги во всех суставах.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

Шейно-тонические рефлексы

Кроме этих рефлексов, врач оценивает еще одну группу рефлексов - это так называемые шейно-тонические или позотонические рефлексы, обеспечивающие фиксацию и положение тела в покое и при движении.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения.

Повреждения нервной системы у новорожденных

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку. Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже -внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга - нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга. Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей. При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни - неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития. Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены. В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагноетируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это - патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви. Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами - сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований. Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц. Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите- лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

Если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос; если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок; если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе; если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды; если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче; если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени; если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку; если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы; если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание; если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость); если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры; если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея); если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов; если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления - это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных - эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость - это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника - сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Методика исследования врожденных рефлексов
Исследование рефлексов проводят в теплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим. Наносимые раздражения (кроме специальных видов исследования) не должны причинять боли. При несоблюдении этих условий рефлексы могут подавляться реакциями на дискомфорт. Безусловные рефлексы оценивают в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.
Ниже приведена методика выполнения некоторых, наиболее известных рефлексов.

Оральные:
Хоботковый рефлекс. При ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком. Сохраняется до 2-3 месяца.
Поисковый рефлекс.(Куссмауля) При поглаживании кожи в области угла рта (при этом не следует прикасаться к губам) происходит опускание нижней губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. До 3-4 месяца.
Сосательный рефлекс. Если вложить в рот ребенку соску, то он начинает совершать активные сосательные движения.
Орбикулопальпебральный рефлекс. При поколачивании пальцем по верхней дуге орбиты происходит смыкание века соответствующей стороны. До 3-4 месяца.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Рефлекс вызывается надавливанием большими пальцами на ладони ребенка близ теноров. Ответная реакция проявляется открыванием рта и сгибанием головы. Начинает угасать со 2го месяца и к 3му исчезает.
Гемочелюстной рефлекс (рефлекс Полянского) При надавливании с двух разных сторон головы на ребёнка чистыми руками врача-акушера, голова ребёнка сгибается с двух разных сторон черепа ребёнка, вследствие чего вызывается открытие рта ребёнка. Вялость ребёнка после диагностирования рефлекса и быстрая истощаемость запаса крови ребёнка является естественным следствием нормальной работы рефлекса. Отсутствие или слабая выраженность рефлекса могут быть следствием вялости рук врача-акушера.

Спинальные:
Хватательный рефлекс состоит в схватывании и прочном удерживании пальцев врача, вложенных в ладони ребенка. Иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой (рефлекс Робинсона). Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавить на подошву у основания II—III пальцев, что приведет к подошвенному сгибанию пальцев. Физиологичен до 3-4 месяца
Рефлекс Моро. Этот рефлекс вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у врача, резко опускают сантиметров на 20, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или произвести удар по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15—20 см, по обеим сторонам от головы. В ответ на эти действия ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Движение рук носит характер схватывания.Физиологичен до 4-5го месяца.
Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев, которые иногда веерообразно расходятся. От 6 месяцев до 2х лет.
Рефлекс Кернига. У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в тазобедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.
Рефлекс опоры. Врач берет ребенка подмышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Приподнятый в таком положении ребенок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище.
Рефлекс автоматической походки. В положении рефлекса опоры ребенка слегка наклоняют вперед, при этом он совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движениями рук. Иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней.Физиологичны до 1-1,5 месяцев.
Рефлекс ползания Бауэра. Ребенка выкладывают на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие движения (спонтанное ползание). Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то эти движения оживятся, в «ползание» включаются руки и он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия. Физиологичен до 4 месяца.
Рефлекс Галанта. У ребенка, лежащего на боку, врач проводит большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога. ДО 3-4 месяца.
Рефлекс Переса. В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним. До 3-4 месяца.

На мышечный тонус новорожденного оказывает влияние положение тела и головы. Это влияние опосредуется через тонические шейные и лабиринтные рефлексы.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус в разгибателях шеи, спины, ног. Если же его перевернуть на живот, то отмечается увеличение тонуса сгибателей шеи, спины, конечностей.
Симметричный шейный тонический рефлекс. При пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей в руках и разгибателей в ногах. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения. Об изменении тонуса можно судить по увеличению или уменьшению сопротивления при пассивном разгибании конечностей.
Асимметричный шейный тонический рефлекс. Для проверки этого рефлекса ребенку, лежащему на спине, поворачивают голову в сторону так, чтобы его подбородок касался плеча. При этом происходит уменьшение тонуса конечностей, к которым обращено лицо (иногда их кратковременное разгибание), и повышение тонуса противоположных конечностей.

Мезэнцефальные установочные рефлексы
Туловищная выпрямляющая реакция. При соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы.
Верхний рефлекс Ландау. Ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе.
Нижний рефлекс Ландау. В положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги.

Цепные шейные и туловищные установочные рефлексы
Поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно: сначала поворачивается грудной отдел, а затем тазовый.
Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище. Поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища.
Степень выраженности безусловных рефлексов новорожденного может варьировать, что определяется типом нервной деятельности ребенка и его физиологическим состоянием, и поэтому, если рефлекс не вызывается или вызывается с трудом, его следует повторить несколько раз с некоторыми интервалами. Если рефлекс вызвать не удается, несмотря на повторные попытки, это свидетельствует о его угнетении. В противном случае, при чрезмерной живости рефлекса, вызываемого даже очень слабым раздражением, говорят о его патологическом усилении (особенно это касается поискового, сосательного, хоботкового, ладонно-ротового и рефлекса Моро). Оценивая результаты исследований безусловных рефлексов новорожденных, учитывают наличие или отсутствие рефлекса, его симметричность, время появле-ния, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс вызывается у ребенка в том возрасте, в котором он должен отсутствовать, т. е. за пределами возрастной группы, то он считается патологическим.

Когда новорожденного кладут на живот — он рефлекторно поворачивает голову. Эта защитная физиологическая реакция выражается у человека с первых часов жизни. Детки с нарушенной ЦНС не способны так сделать и рискуют задохнуться. Малыши обладают условными и безусловными рефлексами. Первые приобретаются со временем, вторые наследуются от предков. Рефлексы новорожденного — врожденные (безусловные) существуют 3-5 лет и постепенно погасают. На смену им приходят условные.

Основные рефлексы у грудного ребенка

Природа предусмотрела то, что человек, только появившейся на свет, лишен умения выживать в агрессивной окружающей среде, и снабдила его способностями, благодаря которым он может приспособиться и не погибнуть. Рефлексом считают физиологическую реакцию организма на различные раздражители. Если ребенок родился с тяжелыми патологиями, его рефлексы либо тормозят, либо отсутствуют. Основные рефлексы новорожденных подразделяются на условные (приобретаемые) и безусловные (патологические).

Безусловные рефлексы — что значит?

Заложенные от рождения, передающиеся человеку по наследству, безусловные рефлексы, также передаются будущим потомкам. Автоматическое простейшее реагирование нервной системы на различные раздражители бывает:

  • пищевое — сглатывание, выделение слюны, сосание;
  • оборонительное (защитное) — моргание, чихание, слезотечение, откашливание, одергивание руки или ноги от горячих или холодных предметов;
  • ориентировочное — поворот туловища и головы, слежка глазами.

Безусловные рефлексы новорожденных по возможности обеспечивают сохранность, поддерживая и регулируя неизменность внутренней среды организма.

Условные рефлексы — что значит?

Человеческие способности, приобретенные за время существования, базирующиеся на врожденных рефлексах, называют условными. Их на примере собак досконально изучил академик Павлов И.П. Инстинкты пробуждаются при влиянии раздражающих факторов (свет, звук, время), к которым организм раньше был безразличен. Каждая человеческая особь за свою жизнь приобретает много условных рефлексов, имеющих особенное значение и составляющих базу его знаний и опыта. Но детям приобретенные привычки и рефлексы не передаются.

К примеру, мамочка организовала вскармливание по времени каждые 3 часа. За неделю у грудничка вырабатывается рефлекторное чувство голода, и малыш начинает капризничать в установленное для кормления время.

Список рефлексов новорожденных

Жизненно важные значимые рефлексы новорожденных предусмотрены для всех случаев: одни помогают развиваться и формировать новые, усложненные, другие останутся навсегда, некоторые помогают пережить момент появления и сразу угасают после рождения.

Специалисты делят врожденные рефлексы грудничков на:

Оральные

  1. Сосательный — важнейшая способность, появляющаяся в первые часы жизни. Остается до полутора лет. Новорожденный обхватывает губами палец, сосок, соску и ритмично сосет. У доношенных правильно развившихся детей он отлично развит и оказывает на грудничка успокаивающее действие.
  2. Глотательный — проявляется после рождения и остается навсегда.
  3. Хоботковый — вид орального рефлекса, позволяющий выпячивать губу, напоминающую трубочку или хобот слона. Так самопроизвольно сокращаются мышцы вокруг рта. Пропадает к 3 мес.
  4. Ладонно-ротовой (или Бабкина) — когда новорожденному малышу пальцами надавливают на обе ладошки, у него приоткрывается ротик. Этот рефлекс способствует питанию крохи и ярко выражается, когда он голоден. Пропадает к 3 месяцам. Если рефлекс отсутствует или ослаблен, вероятно, у ребенка при родах был травмирован шейный отдел .
  5. Поисковый (или Куссмауля) — когда к уголку рта младенца прикасаются пальцем, соском или другим предметом, он начинает поворачиваться к раздражителю — так он ищет пищу. Угасает к 3-4 мес. Позже поиск еды проводится зрительно.

Спинальные

Доктор смотрит и фиксирует реакции, отвечающие за функционирование мышечного аппарата.

  1. Защитный — основной рефлекс, формирующийся после рождения. Ребенка выкладывают на живот, и он инстинктивно поворачивает головку, чтобы иметь возможность дышать. Угасает к 1,5 мес.
  2. Рвотный — жизненно важный защитный рефлекс. Питаясь молоком, кроха может подавиться. При его срабатывании, язык новорожденного ребенка высовывается и пища, выходит наружу.

Хватательные

  1. Робинсона и Янишвского — появляются при захватывании ладошками пальцев доктора или мамы и попытке максимально долго удержаться. Грудничка в эти моменты даже можно приподнять. Проявляется, когда он голоден, тогда кулачки непроизвольно сжимаются. Когда ребенок страдает парезом рук, рефлекс будет ослабленным или отсутствующим. Заторможенные дети проявляют ослабленную реакцию, возбудимые — усиленную. Угасает он в 3-4 мес., а если остается после 5 мес., то у ребенка подозреваются неврологические нарушения.
  2. Подошвенный (или Бабинского) — когда ребенка легонько поглаживают по внешней стороне подошвы — у него веерообразно раскрываются пальчики, а стопы сгибаются. Главным признаком, по которому оценивается состояние, симметричность и динамичность движений. Угасает к двум годам.

Двигательные

  1. Рефлекс Кернига — при разжимании коленного и тазобедренного сустава, они снова сжимаются. Полностью исчезает после 4 мес.
  2. Рефлекс испуга (Моро) — когда грудничок реагирует на резкие, громкие звуки. Сначала он раскидывает ручки в стороны, раскрывая кулачки, а после прижимает их к груди, заключая себя в объятия.
  3. Машинальная ходьба — когда новорожденный пытается шагать, если его вертикально держать подмышками. Такую «походку» оценивают по степени опоры и полноты наступания на стопу. Упор на пальцы и цепляние ступней друг за дружку является признаком нарушения .
  4. Рефлекс опоры. Когда грудничка удерживают за подмышки над поверхностью стола, он сгибает коленки, а затем становится, крепко прижимая стопы к опоре и «стоит» выпрямив ножки, в течение 10 сек. Сохраняется 1,5 мес.
  5. Рефлекс Бауэра (или спонтанное ползание). Когда малыша переворачивают на животик и подставляют под ножки ладонь, он начинает рефлекторно отталкиваться и ползти, пытаясь помочь себе ручками (когда ребенок пробует ползать). Если положить его на бок, движения не возникают. Выражается на 3-4 день и угасает в 3-4 мес. Дети, родившиеся с асфиксией, имеющие травмы головного мозга или внутричерепные кровоизлияния не обладают таким рефлексом. А если он не исчезает до 6 мес., то вероятно существует заболевание ЦНС.
  6. Рефлекс Галанта. Когда пальцем проводят в районе 1,5 см. от хребта малыша, его спина выгибается дугой, а ножка со стороны раздражения разгибается.
  7. Рефлекс Переса – неприятная проверка для грудничка. От копчика к области шеи по позвоночнику проводят пальцем, слегка надавливая. Ребенок разгибает туловище, сгибает ножки и ручки, начинает кричать и плакать. Медики стараются устроить данную проверку в конце осмотра. Физиологичен рефлекс до 4 мес.

Позотонические

  • Магнуса-Клейна – когда головку ребенка разворачивают в сторону, кисти и плечи занимают определенную позу, похожую на позу фехтовальщика. Ручка и ножка его распрямляются там, где расположено лицо, а те, что находятся с другой стороны, наоборот, сгибаются. Рефлекторная реакция существует до 2 мес.

Природой заложено больше врожденных рефлексов, до сих пор неизученных медициной. Но зная основные, родители сами могут определять их у малыша, стимулируя и тренируя инстинкты. Активный контакт ребенка с родителями расширит его физиологические способности, усилит двигательную активность и возможность лучше приспособиться к миру.

Проверку делают легкими касаниями, стараясь не причинить боль и дискомфорт.

Таблица начала и угасания рефлексов

Ученые отмечают, что есть зависимость между развитием мозга и угасанием первичных рефлексов. Низменные реакции со временем заменяются более совершенными и сложными. Наличие или отсутствие простых рефлекторных способностей – это показатель становления и развития нервной системы ребенка. Все дети разные и не всегда вписываются в статистические данные, выходя за их пределы либо в «плюс», либо в «минус». Если отличия существенны, за такими детьми требуется пристальное внимание и особый уход.

До года здоровые малыши развиваются приблизительно одинаково, отставая или опережая, друг дружку в незначительных временных рамках.

Название рефлекса Время появления Время угасания Патологии
Поисковый с рождения 4 мес., до 12 мес. во сне отсутствие рефлекса во сне
Сосательный с рождения 3-5 мес. до 7 мес. во сне недоношенные дети, с угнетением ЦНС
Магнуса-Клейна с рождения до 2 мес. 6 мес. поражение верхних моторных нейронов если рефлекс остается после 6 мес.
Машинальная ходьба с рождения 3-4 мес. отсутствие при параличе ног, ДЦП
Хватательный с рождения 4-6 мес., затем появляется простое захватывание предметов патологии ЦНС
Рефлекс испуга (Моро) с рождения не позже 4 мес. когда не исчезает после 6 мес., возможно расстройство ЦНС, паралич или перелом ключицы
Подошвенный с рождения 8 мес. ДЦП, патологии ЦНС

Причины слабого развития рефлексов

Иногда у грудничка рефлексы работают с опозданием, они заторможенные, плохо выражаются или, наоборот, усиленно проявляются. Это может провоцироваться как травмами при тяжелых родах, реакцией на лекарственные препараты, так и следствием заболеваний. Слабые спинальные, хватательные и оральные рефлексы проявляются у недоношенных, рожденных детей с незначительной асфиксией. Если мамочка наблюдает у новорожденного слабую сосательную и глотательную реакцию, это сигнал того, что он не голоден. Перед кормлением, рефлексы проявляются четче.

Когда у младенца полностью не выражаются рефлексы, это является серьезной проблемой, требующей вмешательства умелых врачей и проведения реанимационных процедур. Причинами торможения могут быть тяжелые родовые травмы — удушение пуповиной, патологии внутриутробного развития, нарушения в работе нервной системы. Усиленная рефлекторная реакция вызывается инфекционными заболеваниями, патологиями мышечного тонуса, нервной возбудимостью.

Врач, оценивая рефлексы малыша, обращает внимание не только на их наличие и реакцию. Говорить о тяжелых заболеваниях и патологиях можно в тех случаях, когда они сопровождаются другими опасными симптомами.

Период привыкания организма младенца к новым условиям после внутриутробных, длиться до двадцати восьми дней. В этот месяц ребенок беспомощен, форма поведения еще не сформирована, он всему учится, боится нашего широкого пространства.

Маленький человечек рождается, и ему на генетическом уровне переданы определенные реакции, которые называются врожденные или безусловные рефлексы.

Рефлексы имеют свойство появляться и пропадать – это считается нормой. Также различают симметрию и асимметрию ответов. У нормально развивающегося малыша ответная реакция должна быть одинаковой как с левой стороны, так и с правой стороны туловища. Отклонением считается отсутствие реакции с какой-то одной стороны.

Также нормой считают когда рефлекс усилился и со временем ослаб. За патологию принимают если наблюдается притупление или совсем его отсутствие. В этом случае говорят о сбое центральной нервной системы или мышечном тонусе.

В ходе совершенствования и роста мозга малютки, моделируются условные (приобретенные) реакции.

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Безусловные врожденные рефлексы у детей

Другими словами оральные «ротовые» реакции. Выделяют 9 подвидов оральных реакций:

  • сосательный
  • глотательный
  • хоботковый
  • ладонно-ротовой (Бабкина)
  • поисковый (Куссмауля)
  • спинальный
  • верхний защитный
  • дыхательный
  • рефлекс кляпа

Сосательный

Малыш совершает активные сосательные движения как только родился, когда мама приложила его к груди; либо же когда дают бутылочку со смесью или же соску.

Глотательный

Умение глотать. Реакция с человеком всю жизнь.

Хоботковый

При легком прикосновении к губкам ребеночка, сокращается круговая мышца ротика, которая провоцирует скручивание губ в трубочку, напоминающее хобот слоненка. Ближе к трем месяцам это умение угасает.

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Надавливая большими пальцами рук на обе ладошки крохи, срабатывает рефлекторная реакция открывания ротика и сгибания головки малыша. Ближе к четвертому месяцу ответка угасает.

Поисковый (Куссмауля)

Поиск груди (сиси) матери. Дотрагиваясь до краешков уголков рта, ребенок поворачивает голову в сторону объекта раздражения. У малыша опускается нижняя губа, ему поступает сигнал «пора кушать». Реакция ослабевает в первые недели жизни, а полностью исчезает ближе к году.

Спинальный

Спинальные реакции отвечают за формирование и состояние мышечного аппарата ребенка. Они помогают педиатрам определить как идет развитие у малыша первого года жизни.

Верхний защитный

Имеется ввиду — реакция для защиты верхних дыхательных путей от вероятного расстройства функции дыхания. Срабатывает она тотчас после рождения и пропадает в первый месяц.

Дыхательный

Умение дышать. Жизненно необходимая для человека реакция.

Рефлекс кляпа

С разряда «защитные рефлексы». Ребенок выталкивает языком твердую пищу либо же предметы. Ответ срабатывает у человека всю его жизнь, но раздражитель (язык) участвует только некоторое время, первые шесть месяцев.

Хватательные рефлексы

Филогенетически необычайно древний рефлекс. При поглаживании ладошки, малыш инстинктивно сожмет пальчики. То же самое мы увидим когда погладим подушечку пальцев ножки крохи. Выделяют 2 подвида хватательных:

  1. Рефлекс Янишевского и Робинсона;
  2. Рефлекс Бабинского

Ладонный (Янишевского и Робинсона)

При поглаживании центра ладошки, ребенок автоматически и непроизвольно схватит предмет или сомкнет руку. Ребенок развивает насколько сильную мускулатуру, что может удержать свое тело на весу. При проверке один из обязательных. Ближе к четырем месяцам он ослабевает.

Подошвенный (Бабинского)

Поглаживая наружный край ступни, пальчики малыша раскроются как веер, а стопа сожмется с задней стороны. У ребенка рефлекс срабатывает вплоть до двух лет.

Условные рефлексы в новорожденного ребенка

Известный как испуг. Выделяют две фазы испуга:

  • Первая – когда кроха отводит ручки в сторону и раскрывает кулачки;
  • Вторая (исходная) – когда малыш прижимает ручки к телу и крепко зажимает кулачки

Ребенок реагирует на громкие звуки, резкие подъемы его ножек, удары, стуки и другое. Нормой считается если рефлекс возникает неожиданно. Ближе к четырем месяцам реакция ослабевает, а в дальнейшем наблюдаются только отдельные ее составляющие.

Рефлекс Кернига

Согнутые в коленках ножки ребенка, пытаются разогнуть в суставах таза и бедер и отвести в стороны. При правильном развитии малыша – это сделать невозможно. Проверяют реакцию Кернига, когда малышу исполнится 4 месяца.

Рефлекс «автоматической походки»

Ответная реакция центральной нервной системы малыша на ходьбу. Что бы проверить, нужно приподнять малыша и наклонить его тело немножко вперед. Если ребенок наступает на всю ножку, значит развитие идет правильно. В случае цепляний стопа об стопу, или же ходьбы на цыпочках без постановки на всю ступню, желательно об этом сказать врачу.

Рефлекс Бауэра (ползание)

Дитя укладываем на животик, а ножки сведем вместе и приставим свою ладошку. Младенец попытается оттолкнуться от ладони, сгибая разгибая ножки, начнет ползти.

Рефлекс опоры

Кроха еще не готов стоять, он еще не окреп, но опорная реакция уже работает. Берем его под ручки и поднимаем вертикально.Держась на весу, ребенок автоматически подожмет ножки, а поставив его на поверхность, кроха выпрямит тело и будет стоять на полусогнутых ножках и на полной стопе. Опорный работает до 1,5 — месячного возраста малыша.

Рефлекс Галанта

Ответная рефлекторная реакция позвоночника. Ребенок, при проведении вдоль позвоночника пальцем, выгнет спинку. При этом одновременно опустит головку и ножки.

Самостоятельная проверка рефлексов у детей

В меру осваивания и развития малыша, врожденные рефлексы угасают, а ребенок находит новые способы для выражения своих потребностей. Большая часть из них исчезает уже к третьему месяцу.

Любознательные родители могут сами проверить на ответы своего ребенка. Но важно не забывать, что итог наблюдения может быть не совсем достоверным. Воздействие, скажем, чувства голода у ребенка или усталости, повлияет на проверку. Поэтому надежнее будет, когда рефлексы проверит доктор.


А маме лучше использовать их в качестве игр с новорождённым ребенком, тем самым развивая малыша и общаясь с ним. В первые месяцы жизни, малыш развивается очень быстро и мама не всегда может приметить эти изменения. Ближе к четвертой неделе движения ручек и ножек становятся менее беспорядочными.

Нарушение реакций

Реакций очень много. Основные, которые помогут родителям проверить развитие малыша, представленные выше. Безответность ребенка на раздражитель может говорить о нарушении в работе центральной нервной системы. За консультацией нужно обратиться к неврологу.

Отклонения на вызов реакции

Бывают случаи, когда малыш не дает ответной реакции. Это связано с:


В случае если у малыша слабое желание к сосанию – это может говорить, что малыш просто не голоден. А скажем, для стимуляции хватательного, при кормлении маме достаточно положить свой палец малышу в ручку.

В других случаях лучше обратится к врачу.

И главное помнить, организм маленького человечка очень сильный, а процесс восстановления очень быстрый. Малыш обязательно вырастет здоровый!

Рефлекс Бабинского представляет собой один из самых известных неврологических симптомов. Сегодня нет единого мнения относительно того, является ли он патологическим или его наличие у детей до 2 лет не представляет опасности.

Виды рефлексов

Рождаясь, человек получает определенный набор поведенческих реакций, который был выработан за тысячелетия эволюции. Они сопровождают его на протяжении всей жизни и получили название безусловных (врожденных) рефлексов. Со временем он вырабатывает специфические реакции на определенные раздражители. Это — условные (приобретенные) рефлексы. С возрастом некоторые из них утрачиваются или замещаются новыми. Это вполне естественный процесс, потеря же врожденных рефлексов практически всегда приводит к болезни. Но не все рефлексы являются физиологическими. Если рефлекс не соответствует уровню развития человека или слишком сильно или слабо выражен, то его считают патологическим и он попадает в сферу деятельности врача-невролога.

В их практике встречается довольно много патологических безусловных рефлексов, говорящих о нарушении связи между спинным и головным мозгом. Как правило, это знаки с нижних конечностей. Они проявляются как ответное действие на раздражитель. Принято различать сгибательные и разгибательные рефлексы. Основным разгибательным патологическим рефлексом принято считать рефлекс Бабинского.

Как проявляется рефлекс

Название рефлекса связано с именем Жозефа Бабинского - французского невропатолога, впервые его описавшего и доказавшего его диагностическое значение при определении состояния нервной системы. Проверяется он довольно просто. В ответ на раздражение наружного края подошвы (по ней проводят твердым предметом) большой палец стопы медленно разгибается, а остальные пальцы могут расходиться, оставаться неподвижными или слегка поджиматься. Считается, что показательным является только движение большого пальца, а движения остальных пальцев непостоянны и потому не имеют клинического значения. Однако рефлекс Бабинского у новорожденных, кроме разгибания первого пальца, почти всегда сопровождается веерным расхождением остальных. Такая реакция считается положительной. Отрицательным рефлекс считают, если подгибаются все пальцы.

После рождения у всех младенцев, помимо прочего, проверяют и рефлексы. У здоровых детей рефлекс Бабинского положителен и наблюдается на обеих ногах. Отрицательный рефлекс может свидетельствовать о неврологических расстройствах и, в частности, о поражении рефлекторной дуги. Наблюдать проявление рефлекса можно на протяжении первых двух лет жизни ребенка. Однако он может исчезнуть и на протяжении первого года жизни. У детей старше двух лет в норме в ответ на раздражение пальцы должны поджиматься (возможно также и отсутствие реакции). Но большинство неврологов считает, что наличие в этом возрасте рефлекса Бабинского не является показателем патологии пирамидного пути. Даже у трехлетних детей присутствие этого знака воспринимают как сигнал поражения нервной системы только при наличии других признаков. Только если ребенок достиг возраста 4—6 лет, рефлекс Бабинского у него является несомненным признаком патологии пирамидного пути.

Проявления рефлекса у взрослых

Если у детей до определенного возраста появление этого знака относят на счет незрелой нервной системы, то у взрослых он всегда носит патологический характер. Рефлекс может как быть односторонним, так и наблюдаться на обеих ногах. Он свидетельствует о нарушении связи между разными участками спинного и головного мозга. Этот знак может носить как временный (после эпилептических приступов), так и постоянный характер (в этом случае говорят о необратимых поражениях пирамидного пути). Часто патологический рефлекс Бабинского сочетается с другими нарушениями нервной системы. Их список стоит уточнить далее.

Рефлекс Бабинского можно наблюдать при следующих патологиях:

  • инсульт;
  • опухоли спинного или головного мозга;
  • менингит;
  • туберкулез спинного мозга;
  • травмы головы;
  • злокачественные анемии;
  • бешенство;
  • наследственные заболевания (атаксия Фридейха).

Обследования, которые необходимо провести при рефлексе Бабинского

Как правило, у взрослых людей этот рефлекс обнаруживается на приеме у невролога. Нужно помнить, что сам по себе он не является болезнью, а только сигнализирует о том, что в организме нарушились определенные связи. И для того чтобы выяснить, по какой причине это произошло, необходимо пройти обследование. Как правило, оно заключается в следующих мероприятиях:

  • ангиография сосудов головы;
  • МРТ или КТ позвоночника и головы;
  • спинномозговая пункция с последующим анализом ликвора (спинномозговой жидкости).

В зависимости от полученных результатов, проводят другие исследования, соответствующие клинической картине, и после этого назначается адекватная терапия.

Нередко вовремя обнаруженный патологический рефлекс Бабинского позволяет выявить серьезные патологии, способные в дальнейшем привести к параличу.

Загрузка...