ori-superkosmetika.ru

Что такое вытынанка и как ее делать. Что такое вытынанка? Бумажное кружево.Традиционные техники вырезания

















НОУ «Школа – интернат № 22 ОАО «РЖД»

Тема исследовательской работы:

Сказка из бумажных кружев

Выполнила: ученица 3 «А» класса

Зайцева Мария

Научный руководитель: Федотова И.И.

Воспитатель

Улан-Удэ

2015г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…… 3

    Основная часть ………………………………………………………….…. 6

1.1 История возникновения техники «Вытынанка» ………………… 6

1.2 Понятие слова вытынанка ……………………………………….... 8

1.3 Использование вытынанки в жизни ……………………….....…. 10

1.4 Способы создания узоров в технике «Вытынанка» ……...……. 12

1.5 Виды вытынанки…..……………………………………………… 14

1.6 Материалы и инструменты, используемые в технике «Вытынанка»……..……………………………………………………………….15

II . Практическая часть…………………………………………………….…. 16

2.1 Подготовка и этапы работы в технике «Вытынанка»………… 16

2.2 Сказка………………………………………………………….…..19

Заключение……………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………….35

Приложение ……………………………………………………………………..36

Введение

Искусство заключается в том,

чтобы найти необыкновенное в обыкновенном

и обыкновенное в необыкновенном.

Дидро Д.

Моя мама работает с ребятами. И вот однажды ей нужно было подготовить урок к Пасхе и сделать оригинальные поздравительные открытки. В поиске новой идеи, она наткнулась в интернете на изумительные подделки, сделанные из простой бумаги.

Мне очень захотелось узнать, что это за уникальное искусство, как оно называется. А также научиться азам этой незнакомой техники - «Вытынанка».

Мой выбор данного творчества как вытынанка обусловливается и тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер, любимую вещь, альбом, рамку для фотографии, открытку, картину, даже оформить сказку и т.д., не прибегая к дорогостоящим материалам или покупая работы у мастеров за большие деньги.

Актуальность и в том, что с помощью искусства вытынанки возможно развитие в самых различных направлениях: конструкторское, образное и пространственное мышление, художественно-эстетический вкус. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Композиция, составленная своими руками, так популярна, что человек, мобилизовав свою фантазию и творческие способности, по своему вкусу создаёт красоту, реализуя при этом своё извечное стремление творить.

Гипотеза : если я придумаю сказку проиллюстрировав ее в технике «Вытынанка» ,то заинтересуются ли дети этой техникой и захотят ли они овладеть ей.

Цель: иллюстрировать сказку с помощью техники «Вытынанка».

Задачи :

    познакомиться с историей возникновения техники "Вытынанка";

    выяснить, как переводится название данной техники "Вытынанка";

    познакомиться с различными видами вытынанки, способами создания узоров;

    познакомить с данной техникой детей, с помощью иллюстрированной сказки, а также вызвать у них заинтересованность ею.

Объект : сказка, выполненная в технике «вытынанка»

Предмет : техника «вытынанка».

Методы исследования:

    поиск информации по теме вытынанка;

    анкетирование;

    наблюдение за работой мастеров в данной технике, у которых я обучалась;

    использование интернет ресурсов;

    иллюстрирование сказки собственного сочинения.

План исследовательской техники:

    познакомиться с историей возникновения техники и этапами работы в литературе и в интернете;

    провести анкетирование среди учеников начальной школы, с целью выявления знаний об этой технике;

    овладеть базовыми формами;

    освоить технику изготовления;

    создать художественные композиции к сказке;

    сочинить сказку;

    познакомить друзей - одноклассников с техникой вытынанка с помощью сказки;

    подготовить презентацию по теме исследовательской работы;

    выступить с работой на школьной научно-практической конференции.

I . Основная часть

1.1 История возникновения техники «вытынанка»

Существуют разные жанры декоративно - прикладного творчества. И один из них – «Вытынанка». Искусство вырезания в нашей стране почти не исследовано. «Вытынанка» – это древнейший вид славянской культуры. Кочевые племена скифов украшали свои сёдла и одежду специальным орнаментом: из кожи вырезался узор, накладывался на другой кусок кожи и прижигался горячим плоским камнем. Получался орнамент, который и можно назвать прототипом вытынанки.

История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае предположительно во ll веке н. э.. Хорошо известны вырезки из Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии, Германии, Чехии, Украины, Литвы, Белоруссии и других стран. В каждой из них сложились свои художественные особенности вырезания. Первоначально, из–за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей, и занимались им в домах знати. С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание распространилось среди всех слоев населения. И самое большое свое распространение в России, вытынанки получили в 19 -начале 20 века.

Вырезать ажурные узоры из бумаги никто специально не учился. Делали это главным образом женщины. Когда в деревне были посиделки, девушки наблюдали, как вырезают наиболее искусные мастерицы, старались им подражать. Девушку, которая умела вырезать из бумаги, ценили и уважали не меньше, чем кружевницу или вышивальщицу, но одного старания и навыка здесь мало. Как во всяком мастерстве нужен талант.

Людей, чье искусство вырезания из бумаги из глубины веков, не так уж много. Одним из таких людей, был русский самородок, крестьянин Капитон Иванович Воробьев. Всю свою жизнь этот талантливый человек прожил странником, и выплескивал все богатство своей души в удивительные бумажные вырезки. Что только не вырезал Капитон Иванович - церкви, часовни, виденные им в дороге, церковное убранство, деревенские избы с резными наличниками, сказочные дворцы и терема, фантастические деревья, мифологические птицы - фениксы. Много вырезал сюжетов, связанных с деревенским бытом: домашнюю птицу, скот, людей. Все это бумажное богатство могло бы не сохраниться и быть для нас навсегда потерянными, если бы на пути народного художника не встретился академик Н.Н. Харламов, который сумел не только разглядеть в незатейливых бумажках настоящее искусство, но стал хранителем и коллекционером его творчества. Сейчас картины Капитона Воробьева можно увидеть в Государственном музее палехского искусства.

Вырезанием из бумаги интересовались многие деятели искусства: Иоганн Вольфганг Гете, Ханс Христиан Андерсен, Илья Репин, Анри Матисс.

Россия всегда была богата талантами, и народные ее умельцы творили и создавали превеликое множество всевозможных предметов народного искусства.

1.2 Понятие слова вытынанка

Вытынанка – художественное ажурное вырезание, которое известно у многих народов и у каждого под своим названием.

В Белоруссии и Польше такие вырезки известны под названием – ВЫЦИНАНКИ, ВЫРАЗАНКА, ВЫРАЗКА, ВЫСТРЫГАНКА. На Украине – ВЫТЫНАНКА.

В России – ВЫРЕЗКА, чаще называли ВЫРЕЗАНКАМИ, ВЫСТРИГАНКАМИ.

В Польше разновидностью выцинанок являются так называемые ВЫКЛЕЯНКИ - многоцветные декоративные композиции вырезанные из бумаги частей, наклеенных друг на друга или друг около друга.

Некоторое сходство с белорусскими и польскими выцинанками имеют европейские вырезки из бумаги, особенно те, которыми украшали в праздники окна домов. По форме выцинанки были квадратными, прямоугольными, круглым.

В Китае - «ЦЗЯНЬЧЖИ». Этот вид традиционного народного декоративно–прикладного искусства Китая, недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. В Европе – «ВЫТИНАНКА»

Вытинанка - вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова - "вытынать", т.е. "вырезать".

"Вытынанки"- искусство вырезания из бумаги снежинок, звездочек, всевозможных кружев и декоративных картинок

В энциклопедии понятие «вытынанки» определяется несколько шире - это не только изделие из бумаги, но и из кожи, и из дерева, бересты, ткани.

В переводе с польского вытынанка значит «вырезанная из бумаги картина», с белорусского - «старательно выводить какую-нибудь мелодию», в Литве вытынанку называют «вырезать ножницами бумагу», «заниматься чем то кропотливым», «бумажный цветок»

Конечно, вытынанкой можно называть все, что вырезано, т.к. термин происходит от восточнославянского "витинати" - вырезать.

1.3 Использование вытынанок в жизни.

Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством взрослых и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

Готовые вытынанки использовались для украшения крестьянского быта. Они могли служить украшением домашнего иконостаса, стен, полок, печей, потолочных балок, праздничного стола. Их использовали вместо вязанных салфеток. Они могли висеть на окнах в качестве ажурных бумажных занавесок. При этом они служили обычно не долго из-за недолговечности материала и перед Велики праздниками, такие как Пасха, или Рождество старые снимались и безжалостно выбрасывались, чтобы быть замененными на новые. Они выполняли как декоративную, так и обереговую функцию. Это стало одной из главных причин, почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло крайне мало.

У вырезанок очень большое жанрово-тематическое разнообразие: растительные (листочки, травка, цветы, ягода), геометрические узоры, зооморфные и антропоморфные. Народные умельцы переносили в бумажное искусство то, что видели вокруг, либо использовали глубокую славянскую символику, которая уходит своими корнями в языческое, до христианское прошлое Руси. Один из часто встречающихся сюжетов - Древо жизни, которое отражало сущность представления о мироздании. Древо изображается условно: ствол, ветки, листья, плоды и птицы. Птицы воспринимались как связующие между миром живых и мертвых. Как посланцы неба, а то и души предков.

Один их популярных ажурных мотивов – это всевозможные розетки и сказочно-мифологические сюжеты. На Рождество и Пасху вырезали ангелов, свечи, куриное яйцо, кресты, колокольчики. Отдельно находятся знаки стихий - воды, ветра, земли, плодородного поля. Также сохранилась в вытынанке магия древних символов. Ромб – означает урожайность, плодовитость. Крест символизирует огонь, солнце, центр всей вселенной. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах. Без них не обходились ни свадьбы, ни похороны.

После вытынанка попала в полиграфические продукции, в организацию сценического пространства театрального спектакля, изготавливались открытки, закладки для книг, новогодние маски, валентинки, календари. К ним можно отнести даже всем известные для нас снежинки. Не смотря на распространенность такого традиционного вырезания, мало кто знает, что в его основе лежит техника изготовления бумажных изделий с многолетней историей, под названием «вытинанка».

Вытынанка - это полет фантазии, очень увлекательное занятие, красиво, необычно, потрясающе. В настоящее время вытынанка широко применяется в школе и внешкольных учреждениях образования и культуры для детского творчества. Дизайнеры и оформители оценили выразительные художественные особенности вытынанки и используют ее в своем творчестве. Сегодня вытынанка становиться все популярней. Она начинает притягивать внимание отдельных народных мастеров, любителей рукоделия, самодеятельных и профессиональных художников

1.4 Способы создания узоров в технике «Вытынанка»

По способам техники исполнения вырезанка имеет три разновидности: симметрия центрическая (радикальная), зеркальная осевая, линейная (раппортная) .

Особенность симметричной вырезанки - восприятие космоса, где центр – это человек, окружность - это его вселенная, цикличность природных явления, круговорот. Одна ось симметрии, которая получается при складывании листа бумаги пополам. Рисуя карандашом на бумаге сюжет, нужно учитывать симметричность изображения на развернутом листе, поэтому на половине листа рисуют половину рисунка. Детали композиции должны быть связаны между собой, чтобы при вырезании узоров ножницами работа не развалилась. Желательно не разрезать центральную линию (ось симметрии), иначе при наклеивании вырезанки на основу бумага может деформироваться.

В отличие от симметричной вырезанки центрическая имеет несколько осей симметрии, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической.

Нам этот вид вырезанки знаком с детства, маленькие ажурные шедевры - снежинки. С помощью этого вида вырезанки очень удобно делать кружева, цветы округлой формы, квадратные или прямоугольные салфетки для украшения стола.

Зеркальная симметрия это - разделение на: день – ночь, мужское – женское, левое – правое, свет – темноту.

У раппортной вырезанки несколько осей симметрии, расположенных параллельно друг другу. Технология создания такой вырезанки нам тоже знакома. Принцип ее прост. Полоску бумаги складываем в гармошку, рисуем карандашом узор и вырезаем. В результате получается несколько повторяющихся элементов. Этот вид применяется для вырезания гирлянд. Линейная симметрия отражает представления человека о бесконечности.

В нынешних работах эти варианты в чистом виде встречаются редко, обычно их комбинируют, чтобы упростить технологический процесс и более достоверно передать замысел. Чем ажурнее получается вырезанка, тем она ценнее.

1.5 Виды вытынанки

Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги.

Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию.

накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Киригами - – вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Киригами и вытынанки имеют общее – прорези.

Бумажная графика - это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ - "расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов".

Вырезание силуэтное - это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт - это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно. Количество прорезных (ажурных) деталей почти отсутствует..

Смешение понятий и терминов среди тех, кто режет из бумаги, очень распространено. Просто термин "вытынанка" прижился, стал таким привычным, что вобрал в себя и все то, что вытынанкой не является.

1.6 Материалы и инструменты, используемые в технике.

Название этому жанру искусства дал сам способ создания - искусство вырезания из бумаги.

Для того чтобы появилась ажурная бумажная картинка нужен лист белой, черной или цветной бумаги, картон, схемы или фантазии, ножницы.

Причем крестьяне и другой простой люд использовали для тончайшей и филигранной работы большие, и, казалось бы, на первый взгляд, неуклюжие ножницы для стрижки овец.

Сейчас используют:

    маникюрные ножницы с острыми кончиками (для прорезания мелких деталей),

    парикмахерские ножницы (для крупных работ),

    канцелярский нож,

    макетный нож, с тремя сменными лезвиями в наборе,

    скальпель или бритва (для надрезов),

    тонкая, но крепкая бумага разного качества (папиросная, компрессная, крафт),

    существуют пробойники, они выдавливают кружочки.

    можно использовать иглу,

    под лист бумаги нужно положить фанеру, картон или специальный коврик для резки, чтобы не прорезать поверхность стола,

    скотч,

    разные виды клея.

Так что выбор инструмента зависит от вашего умения

II . Практическая часть

2.1 Подготовка и этапы работы в технике «Вытынанка»

К сожалению, такого кружка по искусству вытынанки у нас в школке нет. Поэтому осваивать бумажную филигрань мне приходилось самостоятельно. Главным помощником мне в этом увлекательном творчестве являлась моя мама.

Ловко и грациозно в руках мастерицы орудуют ножницы, словно колдует, ворожит над бумагой. И вот уже готов фрагмент будущей картины. Узоры, вырезанные из бумаги, постепенно наполняются смыслом, обретая определенную символику.

Для работы мне понадобилось:

шаблоны, канцелярский нож, макетный нож, белая бумага А-4, цветной картон, коврик для вырезания (самовосстанавливающийся коврик), клей ПВА, линейка, различные картинки для использования фона, ткань. (приложение 1 )

Выбор шаблона «вытынанки»

Первым делом я выбирала рисунок - шаблон какой мне больше понравится (в Интернете очень большой выбор). Его распечатывала на принтере. Схему можно также взять из раскраски. (приложение 2)

Вырезаю рисунок «вытынанки»

Брала в руки канцелярский нож, соблюдая технику безопасности (приложение 3). Подложила под шаблон коврик для вырезания, чтобы не порезать поверхность стола. Затем аккуратно по контурам я начинала вырезать с внутренних участков. Совсем недолго я пользовалась канцелярским ножом, потом мне приобрели макетный нож, я была очень счастлива, но не очень долго. Так как сменных лезвий в наборе 3, и они все затупились.

Нож нужно держать не прямо перпендикулярно к бумаге, а под наклоном. В этом случае рука не так быстро устаёт, и нож «не тянет» бумагу.

При вырезании прямых линий пользовалась линейкой, так было ровнее и красивее. Вырезая, придерживала лист бумаги рукой, чтобы случайно не порвать рисунок. Вырезать нужно аккуратно и медленно, чтобы не отрезать нужную часть. Если вдруг я ошибалась и вырезала «не тот кусочек». Не огорчалась. У меня было два выхода: или подклеить снизу скотчем, или попробовать как-то исправить, преобразить, добавить завиток, или какую-то другую детальку, и всё было так как надо.

Оформление «вытынанки»

После того, как картинка вырезана, подбирала фон. Фоном может быть любой цветной картон. (приложение 4, рис 1) Важным аспектом является контрастность. Светлый узор на темном фоне, темный узор на светлом фоне. Далее приклеивала так называемую аппликацию.

Так же я использовала фоном ткань, вешала ее на окно, когда светило солнце и фотографировала. (приложение 4, рис 2)

Еще мы с мамой придумали, что можно найти подходящий фон в интернете, вывести его на экран и приложить к нему шаблон. В темноте сфотографировать. (приложение 4, рис 3)

Последний шаг - можно поделку оформить в рамочку. (приложение 4, рис 4) Можно купить готовую фоторамку со стеклом, а можно .

Изучив основные тонкости техники «вытынанка», вырезала, и у меня появилось много красивых картинок. Затем у меня родилась идея проиллюстрировать сказку с помощью этих работ. Глядя на картинки, мы с мамой сочинили сказку. М ы расположили изображения в определенном порядке , наложили голос и получился видео ролик. Монтаж я осуществляла при помощи программы Adobe Premiere Pro CS6. Было очень интересно выступать в роли иллюстратора.

На первый взгляд, кажется, что техника «вытынанки» сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Я уверена, что эту технику сможет освоить любой человек, а после придумывать, проявляя творчество создавать необычные композиции.

Казалось бы, куча отходов, мусор по всему рабочему столу, но все равно - это занятие увлекает. И ведь полезно оно не только тем, что развивает кисть. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.

Искусство является неотъемлемой стороной человеческой культуры. Занятия творчеством снимают напряжение, расслабляют, помогают человеку раскрыться, развивают эстетический вкус, помогают видеть и чувствовать красоту и просто скрашивают досуг. К сожалению, всё больше моих сверстников перестают заниматься творчеством, ребятам больше нравятся технические новинки: телефоны, планшеты и т.д. Для того чтобы выяснить, хотят ли мои сверстники заниматься техникой «вытынанка», я провела анкетирование (приложение 5) среди учащихся начальных классов, в котором приняли участие 123 человека. Анкетирование прошло в два этапа. В первичном, 99 % школьников отвели, что не знакомы с этой техникой и не слышали о ней вообще ничего, 47 % заинтересовало это необычное слово, и они хотели бы заниматься этим видом искусства. После просмотра ролика, где была показана проиллюстрированная сказка в технике «вытынанка», было проведено вторичное анкетирование. Оказалось, что 78% из опрошенных знакомы с этим видом прикладного творчества и занимались вырезанием из бумаги в школе, в саду и дома. На вопрос - хотели бы вы заниматься этим видом творчества, 94% школьников ответили положительно.

По результатам анкетирования я сделала вывод, что моя гипотеза подтвердилась, в том, что проиллюстрировавшая сказка в технике «Вытынанка», заинтересовала детей этим видом творчества и они захотели овладеть ей.

2.2 Сказка из бумажных кружев

«Поэт с волшебным пером»

Давным-давно в далекой стране жили в красивом дворце король с королевой

и была у них красавица дочка.

В королевстве царило счастье, мир и гармония. Но вдруг, откуда ни возьмись, пришла грусть и все жители этого государства загрустили. Как избавиться от этой напасти они не знали.

Долго думал царь - три дня и три ночи. Ни спал и не ел. Но так ни чего и не придумал.

Как то забрела в их город кошка, которая гуляет сама по себе, и увидела в каком унынии жители и решила помочь

Пришла к царю и говорит, что есть на свете поэт и есть у него волшебное перо, которым что ни не пишет, все сбывается.

У короля и королевы появилась надежа, что получиться спасти их королевство. И выпустил тогда король приказ : «Кто сможет найти поэта с волшебным пером, тот получит в жены их красавицу дочь». Но ни кто не согласился, так как в сердцах людей жила грусть и тоска.

Но на их счастье приплыл на красивом корабле принц с другой страны продавать свой заморский товар.

Он был храбр, смел, красив, умен.

Увидев принцессу, он влюбился в нее и сказал, что поможет их беде и отправился в далекий путь. Плыл он долго, ли коротко, но ни кто не знал, где живет этот поэт с волшебным пером…

Однажды подул сильный, холодный ветер, начался шторм и корабль разбился о скалы

Принц очнулся на берегу от сильного холода. Он оглянулся, везде лежал снег, и была пурга.

Такого завораживающего зрелища принц никогда не видел. Он брел в надежде найти какое ни - будь укрытие, чтобы согреться

Силы его покидали.

И вдруг перед ним встала избушка. В окошке горел яркий свет, а из трубы шел дым.

Принц постучался и ему открыли. В комнате сидел человек, который что- то писал. Это был тот самый поэт с волшебным пером.

Принц рассказал про грустное королевство и поэт согласился помочь, потому что был очень добрый.

Он уложил гостя спать, зажег свечу и стал писать чудные вещи.

Наутро поэт отдал рукопись принцу, и принц стал собираться в обратный путь.

Выйдя из дверей, юноша очень удивился. На дворе не было снега, а был сад, где росли красивые цветы

порхали бабочки, гуляли птицы

Взгляд принца остановился на красивом коне. Он сел на него и помчался.

День, другой скакали они. Решил принц отдохнуть, и остановились они на острове.

Пока конь отдыхал, принц прочитал, что написал поэт.

Ты вглядись в морскую даль

Ангел, эльфы, феи там.

Пусть дадут тебе свечу

Ты отдай ее старушке, что пойдет мимо церквушки.

Даст она тебе яйцо,

Закапай его в ночи

Под тремя деревьями

Поливай волшебной лейкой

а на утро прорастет

необычный цвет - цветок.

В лепестках его увидишь семя.

Отвези его туда, где живет сейчас тоска.

Посади его в саду

Колокольчиком звени и увидишь чудо ты

Прорастет в том месте сердце

Через королевство все, пронеси его

На заре исчезнет грусть.

И опять как прежде засияют лица, оживут сердца. И на веки вечные будут править миром: Честь, любовь и доброта!

Принц все сделал, как написал поэт. И действительно, грусть и тоска исчезли навсегда. Королевство засияла новыми яркими красками. Глаза людей сияли от счастья.

Король и королева отдали замуж свою красавицу дочь за принца. Они жили долго и счастливо.

Заключение.

Мудрость и талант народных мастеров живут в веках, передаваясь от поколения к поколению. И я воспользовалась возможностью прикоснуться к истокам традиций изготовления бумажного кружева, обучаясь искусству вытынанки. Мне нравиться мое увлечение. Я люблю общаться с бумагой. Если не наклеенную вытынанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку. Такая работа завораживает, вызывает восхищение. Изображение, вырезанное из белой бумаги - нежное, как бы тающее в воздухе.

Мне кажется, что иллюстрирование сказки получилось даже лучше, чем я себе планировала. При выполнении этой работы я научилась различным приемам работы с бумагой; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «Вытынанки». С помощью этой техники развивается внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкая моторика рук и глазомер; творческие способности и фантазия; научилась аккуратно выполнять работу, развивала свой эстетический вкус; приобрела навык оформления детской сказки. Дало понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучило к усидчивости, трудолюбию. Вырезание развивает и художественный вкус. Создавая свои маленькие шедевры, мы учимся творить и фантазировать, а значит, постигаем прекрасное.

Завершая исследовательскую работу, можно сказать, что сегодня техника «вытынанки» каждый день развивается, и всегда найдутся люди, которые готовы сделать свой вклад в такое удивительное дело.

В процессе исследовательской работы было раскрыто понятие и изучена краткая история техники «вытынанка». Отобрана необходимая информация, определены этапы работы в технике. После показа сказки в начальной школе, дети проявили интерес к этому виду творчества.

Литература:

  1. «Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников" Дадашова P . H ., изд. Феникс, 2003 г.

  2. «Резные открытки» Дадашова P . H ., изд. АСТ Пресс, 2014 г.

    «Резные сувениры» Дадашова P . H ., изд. АСТ Пресс, 2014 г.

Эта открытка состоит из 2-х частей чуть по разному украшенных. Пасха ассоциируется у меня с богатым и торжественным убранством, золотом и серебром, цвета белый, красный, лазоревый. Представляю вам красное на белом с серебром.

Вообще-то вытынанки никто не украшает, но я... Я украшаю, мне сегодня нужна пышность, поэтому серебро и рубины...

Цветочек посеребреный квиллинг, но этого оказалось мало и я его прикрыла цветком, который сделан из тесемки с серебряными листочками.
Серебряный с белым шнур как бы собрал яйцо в кучку, а то как-то растекалось.

Обратная сторона чуть чуть поскромнее, кому уж что нравится. Как всегда общей концепции работы у меня не было, кроме ажурного красного яйца непременно на ногах. В процессе, когда передо мной оказался заветный сундучок с прибамбасами, работа пошла веселее и азартнее.

С обратной стороны цветок получился пышнее и торжественнее, чем с лицевой, поэтому лицевая сторона была с корнем вырвана и справедливость восторжествовала см. фото 2). Т.е. лицо запросило расцветку тыла, что там было раньше, теперь уже нет, хотя тоже было нормально, но раз уж понесло, так что теперь. Кстати, лицо перекраивалось трижды, сначала самостоятельно, а потом по просьбе самого лица....

Скромный бантик, но, думается, не хуже чопорного, что с лицевой стороны. И вообще, кто сказал, что это тыл, сейчас это лицо, и пусть оно не скромничает.
Вот, собственно и все. И перейдем к уроку, где я попыталась показать некоторые элементы вырезания.

МК по данному вопросу я не встречала, да и сама не совсем представляю как бы это можно было бы сделать, но попробую, может быть хоть какая-то польза будет. Т.К. тогда, когда я начинала вырезать, я просила многих мастериц показать как это делается, но занятие это не благодарное, так что пришлось как-то самой выкручиваться.
Перед нами частично вырезанная картинка. Мы будем вырезать правый нижний элемент.

Я вырезаю ножом, но вам покажу как это сделать ножницами. Делаем надрез посередине элемента. Вообще-то вырезать надо сначала мелкие детали, потом крупные и продвигаться от середины к краям. Но т.к. нам удобнее смотреть на относительно крупном элементе, то мы его и выбрали. Это опять яйцо, в результате оно вышло 10 на 8 см.

Теперь очень хорошими маникюрными ножницами делаем надрезы от центра к уголкам. Кончики ножниц должны резать до конца.

Сделав надрез в угол нашего элемента, поворачиваем работу и вырезаем по лини до ближайшего угла.Одна дырочка есть.

Теперь опять из середины чикаем в угол, к которому мы приблизились ранее, и в следующий угол. В результате получили острый уголок, который смотрит внутрь фигуры.

Поворачиваем работу и повторяем операцию чикания в середину следующего угла.

После того, как угол надрезан, отрежем лишнее по линии из правого угла к левому.

Вот не то сфотографировала, но все-таки видно Наш элемент в левом верхнем углу и мы подрезаем оставшийся от предыдущей операции треугольник. Вот где-то так.

Теперь вырезаем лепесток. Его точно удобнее ножом, но и ножницами тоже неплохо. Если ножницами, то опять от середины надрезы в углы и далее по линии.
Ножом ведем от угла по левой стороне линии, т.е. линия справа от вас, так лучше видно.

И по второй стороне. Лучше когда то, что вы отрежете, находится у вас с правой стороны, а не так, как я показала.
Естественно левой рукой вы всегда придерживаете бумагу, а я левой фотографировала (изощряяяялась) и, естественно, только держала нож, а не резала.

Дорезаем от кончика нашего листочка до кончика, стараемся надрез делать точно, иначе на обраной стороне (она у нас лицевая) будет все видно.

Более правильно резать вот так, как я нарисовала, это чтобы уголочки не заминались и когда вы режете от острого угла, бумагу может потянуть. А так разрез и два от середины к углам.

А это схемка вырезания ножом фигуры, которую мы вырезали ранее ножницами. . 5 надрезов и фигура готова.

Ву"аля! Наше яйцо с бабочками готово!

Давайте попробуем вырезать вот такую штучку, это просто эскиз для показа, а вообще такие детали довольно часто встречаются, елки, трава, и всякие др. разности.

Делаем надрез по линии в направлении стрелки

Вот так это выглядит.

Теперь по стрелкам режем вот так, если вы работаете ножом, но такие травки-елочки удобно вырезать ножницами.

Ножом получилось так.

Будем резать ножницами и для удобства вырежем вот так, т.е. расширим наш надрез.

Берем ножницы и из нашего расширенного надреза влево, вправо по линиям чикаем к вершине каждого угла

Ву" аля! Елочка, сосульки, травка (кто что видит) готовы

Вот как-то так. Нож у меня не такой, как я вам показала, у меня нож на палец, но что-то призатупился. Это нож похож на макетный, но комплект таких ножей за смешные деньги, не о что макетный.

Это ножи для резьбы по дереву. Резать можно и на стеле, но на коврике мне нравится больше.

Нож и ножницы должны быть острыми и ножницы должны резать до самых кончиков. Из опыта бумага лучше более темная, чем светлая и тем более белая- лучше режется.

Резать бумагу больше плотности, чем 80, не пробовала, но вот бумага для оригами режется безупречно.

Знаете ли вы, что такое "вытынанка"?
Вот и я не знала, пока не прочитала, что в городе Могилёве-Подольском есть три основные достопримечательности: , о которых я вам уже рассказала, и единственный в Украине Музей вытынанки. Конечно же, не посетить этот Музей с неизвестным для меня названием, я не могла.


Находится Народный Музей Украинской вытынанки в скромном особняке, но с большим историческим прошлым. Здесь в 18 веке находилась резиденция могилёвского полковника О.Гоголя - предка нашего любимого автора "Вечеров на хуторе близ Диканьки", памятник которому стоит практически напротив.
И хотя снаружи розового особняка нет никакого опознавательного знака, жители города хорошо знают, что сейчас это Дом Народного Творчества.

Заходим в уютный дворик и сразу же попадаем под обаяние белых и ажурных узоров. Но перед нами только начало кружевной сказки - это вход в Музей Украинской вытынанки.

Итак, вы уже, наверное, догадались, что же такое вытынанка. В России это называется вырезанка, выстриганка, или вырезка. В Белоруссии и в Польше - выцынанка, в Литве - карпиняй, у евреев это - рейзеле, т.е. розочка. Но как ни называй, а суть одна: вытынанка - искусство вырезать ажурные бумажные узоры.
(Надеюсь, что вы не будете против, если я буду называть экспонаты Музея вытынанками - уж очень это слово пришлось мне по душе).

Совсем немного истории. Первыми освоили искусство "Цзяньчжи", конечно же, китайцы - ведь они изобрели бумагу. И было это очень давно, где-то в седьмом веке. А в Европу эти деликатные поделки попали лишь тогда, когда возник шёлковый путь - в 15 веке. Как, какими путями, с какими коробейниками были завезены первые образчики бумажных узоров в сельские хаты, можно только предполагать. Но это случилось, а стремление к красоте всегда было присуще простому народу. Правда, для того, чтобы сотворить бумажные чудеса нужна была не только бумага, но и ножницы, что, конечно же, 200 лет назад было большой роскошью. Но - голь на выдумки хитра. Можно было узоры не вырезать, а вырывать из бумаги. Так появились вырыванки.

Ну, а с появлением ножниц - фантазии местных умелиц уже не было предела. Теперь к искусству вышивания, ткачества, писанкарства, добавились еще и вытынанки. Ведь бумажными узорами можно было украшать домашний иконостас, полки, столы, окна, делать игрушки детям, приклеивать картинки на стену. А трафарет, используемый для окраски домотканной материи - это ведь тоже были вытынанки-вырезанки.

Немного отвлекусь от Музея вытынанки. Прошу прощения за нарушение повествования, но нижепоказанное меня поразило!
Оказывается Ганс Христиан Андерсен был большим любителем вытынанок-вырезалок. Не знаю, как по-датски назвать это творчество. На родине писателя, в городе Оденсе, в Городском музее сохраняется масса его работ.
Вот некоторые из них. 1864 год.
Нетрудно разглядеть персонажей сказок нашего любимого Андерсена. Но каков Мастер!

Возвращаемся в Украину, в столицу вытынанки - Могилёв-Подольский и начинаем осмотр экспонатов Музея, правда, с небольшими отвлечениями. Но по теме.

В украинских сёлах широко распространялось поверие, что если девица засиделась в девках, то помочь ей могут только такие вот, выполненные самостоятельно, бумажные узоры. И похоже, что это помогало...

Поражённая увиденным, я терялась в догадках - как же возможно это сделать? Ведь только бумага и ножницы...Потом начала припоминать, как в далёком детстве, готовясь к Новому году, мы в школе вырезали снежинки. Бумага складывалась несколько раз, кое-что отрезалось, разворачивалось - и снежинка была готова. А сколько было радости, когда появлялось нечно очень ажурное и необычное. Но для этого нужно было, конечно, постараться.
То есть оказалось, что вытынанка была в моём детстве. Как, не сомневаюсь, и в вашем.

Разглядывая чудеса, сотворённые ножницами и фантазией Мастериц, я удивлялась - как же это я, вроде бы любитель народного творчества, ничего раньше не знала об этом древнем искусстве, которое широко было распространено в украинских сёлах. Потом я сообразила. Ведь я - горожанка, а в городах вытынанка как-то не прижилась. А во-вторых, если рушники, вышиванки, ткацкие изделия хранились в бездонных бабушкиных сундуках, то как можно было сохранить эти хрупкие бумажные изделия?
Но всё-таки искусство вытынанки не пропало бесследно. Возродила его легендарная женщина - Мария Аксентьевна Руденко (1915-2003г.г.), которую народ прозвал Горлицей Подолья.

Талантливая учительница, собирательница фольклора, этнограф, автор сценариев новых обрядов, создатель и руководитель самодеятельного ансамбля "Горлица"...

А еще Мария Руденко писала стихи и рассказы, рисовала, разводила цветы и, конечно же, была Мастером вытынанки.
В память об Марии Аксентьевне в Могилёве-Подольском был создан Музей этнографии и народного творчества её имени, который встречает посетителей такими словами:"Приглашаем прикоснуться сердцем к рукотворным сокровищам нашей знаменитой подольской Берегини Марии Аксентьевны Руденко ".
В Музее бережно хранятся работы, которые впервые были показаны на самой первой выставке вытынанок в 1983 году именно здесь, в Могилёве-Подольском.

Я побывала и в этом музее, видела с каким уважением рассказывала о Марии Руденко его директор Мария Гоцуляк. А вот, что я нашла в Интернете:
"Рискуя собственной жизнью, приютила и спрятала на длительное время в своем жилище евреев Марию и Ясю Ройтманов и бывшая учительница, а со временем известная фольклористка села Слобода Ярышевская Могилев-Подольского района Мария Аксентьевна Руденко. Люди не забыли о ее подвиге. Институт Яд ва-Шем в Израиле удостоил Марию Руденко звания Праведницы Миpa". ОТСЮДА

Посмотрите на букет, выполненный лет 30 назад, ласковыми и добрыми ручками Марии Руденко. Как же он прост, но сколько в нём очарования, теплоты и гармонии. Вьюнки, барвинки, гвоздички, полевые цветики...Мне кажется, что в них вся красота Природы, которую так любила и так щедро дарила людям своим творчеством, словами, песнями, советами и поступками простая женщина, Заслуженный работник культуры Украины, всенародно названная Горлицей Подолья, Праведницей Мира и Подольской Берегиней.

Конечно, современное мастерство вытынанки доведено до совершенства. Сейчас есть даже лазерные вытынанки, выполняемые профессором технологического университета Вирджинии Эриком Стэндли . Но мне кажется, что в этих лазерных работах никогда не будет той душевности, которая переливается через край в букете Марии Руденко.



Вернемся в Музей Украинской вытынанки.
В 2000 году по инициативе Марии Аксентьевны Руденко в Могилёве-Подольском был организован первый фестиваль вытынанок. А в 2003 году был организован Музей Украинской вытынанки.
Перед вами - директор Музея Украинской вытынанки - Оксана Городинская -
Заслуженный работник культуры Украины, член Союза краеведов Украины, художник, мастер народного творчества, председатель творческого объединения «Барви Поділля. .
Вы с Оксаной уже знакомы. Она была активной участницей ", где вы, несомнено, обратили внимание на её разрисованные хаты.


Посмотрим еще несколько экспонатов Музея.

Работ очень много и все они очень интересны. Глаза разбегаются...

Обратите внимание - все эти работы симметричны. То есть бумага складывается вдвое или вчетверо.

Много в коллекции Музея и несимметричных работ. Мне кажется, что у них несколько другая техника вырезывания.
Работы Мастеров из Грузии.

А это из Беларуси.

Среди экспонатов Музея есть также вытынанки не на бумаге, а на коже. И это тоже очень интересные и красивые работы. Некоторые из них выполнены Алёшкиной Людмилой Викторовной.

Эта работа еще не висит в выставочном зале. Называется она: "Казаки на баштане Херсонщины".
Скажите, как можно такое вырезать?

Каждые три года в столице вытынанок - Могилёве-Подольском проводится фестиваль "Украинская вытынанка". В этом году сюда съехалось около 50 участников из 16 областей Украины. Зарубежье представляли мастера из Румынии и Беларуси.
Взгляните на эту дружную компанию вытынанщиков и вытынанщиц.
Фотография ОТСЮДА . Загляните по ссылке - очень интересно!

Каждый раз участники фестиваля делают одну общую композицию. В этом году она была посвящена "Ангелу мира".
Вот он - "Ангел мира-2015", который демонстрирует милая Оксана.

Сколько участников - столько и ангелочков. Прилетели они сюда со всех уголков моей Украины и даже из-за рубежа. И каждый принёс с собой пожелание Мира и Добра.
Вытынанка - это ОБЕРЕГ. Так пусть же эта общая вытынанка оберегает всю нашу прекрасную землю и несёт с собой Радость, Свет, Веру и Надежду на долгожданный Мир и Покой.

Написала пост и вспомнила! Ведь в Могилёве-Подольском есть еще одна достопримечательность, которой, я уверена, нет не только в Украине, но и во всём мире.
Это - памятник, посвященный вытынанке! В центре - образ женщины, по бокам которой, две горлицы - символы мира, добра и согласия. Сбоку петух - встречает рассвет и отгоняет злых духов. Внизу - дерево жизни. И узоры, узоры...
Вот вам и Могилёв-Подольский! Где еще вы встретите столько интересного и достопримечательного?

И небольшой анонс будущего предполагаемого поста в виде вытынанки.
Интересно, догадаетесь ли вы, что это такое?

Вытынанка (от укр. «вытынаты» - вырезать) – это декоративно-прикладное искусство, основанное на вырезании ажурных узоров и небольших картин из бумаги. Самые простые вытынанки – это снежинки, вырезанные из бумаги.

Термин «вытынанка « появился в начале XX века от слова «тынаты» - резать. Подразумевается симметричная резьба. Бумага складывается вдвое и больше (это уже называется строчка). А под словом «вытынання» - вырезание, имеется ввиду асимметричная резьба.

В 30-е годы, очень похожие на Петриковскую роспись, появляются вытынанки. Они отличаются от западно-украинских вытынанок повторяющимися элементами. Изображались, в основном, вазоны, дерево жизни, цветы, птицы. Излюбленным мотивом была свадьба. Мастера резали сразу по 10–20 одинаковых элементов из разной цветной бумаги, а потом компоновали их на листе, чаще белом.

Что нужно для работы в технике «Вытынанка»?

Для работы нам понадобятся:

  • шаблон;
  • канцелярский нож;
  • белая бумага А-4;
  • цветной картон;
  • коврик для вырезания (самовосстанавливающийся коврик) или кусок фанеры;
  • клей ПВА.

Выбор шаблона «вытынанки»

Первым делом выбираем рисунок-шаблон какой Вам больше понравится (в Интернете очень большой выбор). Для начала лучше взять шаблон попроще. Шаблон нужно распечатать на принтере. Шаблон можно также взять из раскраски.

Как вырезать рисунок «вытынанки»?

Затем аккуратно по контурам начинаете вырезать. Не забудьте подложить под него коврик для вырезания или фанерку. При вырезании прямых линий можно воспользоваться линейкой, так будет ровнее и красивее. Вырезая придерживайте лист бумаги рукой, чтобы случайно не порвать рисунок. Вырезать нужно аккуратно и медленно, чтобы не отрезать нужную часть. Если нечаянно это произошло, не переживайте, отрезанную часть можно приклеить клеем.

Для елочки все тоже самое, только желательно взять по плотнее бумагу альбомную.

Оформление «вытынанки»

После того, как картинка вырезана подбираете фон. Фоном может быть любой цветной картон. Далее приклеиваете вашу так называемую аппликацию.

Последний шаг оформляете поделку в рамочку. Можно купить готовую фоторамку со стеклом, а можно , например из пуговиц.

Вытынанки - искусство вырезания из бумаги. Это удивительные картины, искусство это зародилось очень давно… К ним можно даже отнести всем известные снежинки, которыми мы украшаем наши окна под Новый год. Это также и открытки, сделанные своими руками. Вытынанки - очень увлекательное занятие, красиво, необычно и потрясающе! Надо сложить бумагу вдвое, нанести рисунок и прорезать детали, а когда вы раскроете сложенный листок – получите симметричный рисунок.

Изображения попроще можно вырезать с детьми, а вообще - это настоящее искусство, в канке которого можно создавать удивительные картины!

Этот вид изобразительного искусства появился давно. Предположительно, в 7 веке в Китае. Хотя говорят, что-то подобное имелось и в трипольской культуре. Если уж говорить об корнях искусства вырезания узоров из бумаги, то надо сказать, что зародилось оно в 9 столетии в Китае одновременно с изобретением и распространением бумаги.

В Украине же вытынанками украшали жилище. Мастера вытынанок называются по-украински витинанкар, их не так уж и много.

Здесь находится неисчерпаемый источник вдохновения для мастеров резьбы. Украина - молодое государство. За недолгие годы "незалежности" появились своеобразные украинские брэнды. Это - вышиванки (народно-этническая одежда с ручной вышивкой), писанки - декоративно раскрашенные согласно многовековой традици яйца....и, предлагаемая вашему вниманию, ВЫТЫНАНКА.

Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изоражения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божники, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию.

Первые бумажные вытынанки (от слова - ВЫТЫНАТЬ, т.е. вырезать, укр.) появились в Украине в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднепровье.

Интересно, что в энциклопедии понятие вытынанки определяется несколько шире - это не только изделие, выполненное из бумаги, но и из кожи, и из дерева .

Кстати, искусство вытынанки распространено и в других странах (ежегодно проводятся международные семинары) - в Белоруссии, Польше, Чехии, Германии...

Делать вытынанки несложно. Понадобятся ножницы и ножик с остро отточенным концом, белая бумага и схема, или фантазия.

Архитектурное оригами и вытынанка

В 2015 году наконец-то вышла книга по вытынанке, с шаблонами:

Архитектурное оригами - искусство изготовления объемных моделей и сюжетных композиций. Сказочные дворцы, замки, церкви, особняки, объемные фигурки животных и птиц, а также потрясающе красивые резные открытки - все это можно сделать из обычной бумаги и картона!

С помощью ножа, подручных материалов и этой книги можно создать целые бумажные города и населить их удивительными обитателями.

Подробные схемы, пошаговые инструкции и детальные цветные фотографии помогут вам изготовить старый замок и дом с куполом, интересные сюжетные композиции - цветы в вазе, влюбленные жирафы, девочка и кот, соловей на ветке, а также оригинальные открытки к различным праздникам.

Ко всем моделям прилагаются листы со схемами-шаблонами в натуральную величину.

Внутри шаблоны для выполнения изделий.

Вырезание из бумаги

В России самое популярное вырезание из бумаги - конечно же, новогоднее - мы вырезаем снежинки! Они могут быть очень разными!

Сегодня даже есть в продаже книга по вырезанию снежинок.

Представлено более 100 проектов для вырезания!

Кто из нас не помнит яркие моменты из детства, когда готовясь к встрече Нового года, мы, словно волшебники, вырезали из обычного листа бумаги рукотворные снежинки?

Теперь вы можете вернуть эти чудесные мгновения. Снежинки очень мило смотрятся на окнах, ими можно украсить елку, собрать их в гирлянду. В книге вы найдете более 100 моделей снежинок самых разнообразных форм и размеров: узорные, в которых переплетаются народные орнаменты, снежинки-силуэты, которые так похожи на забавных зверушек, что подойдут не только для новогодних украшений, но и для любого детского праздника, снежинки с использованием различных геометрических фигур. Благодаря пошаговым иллюстрациям сделать любую из представленных моделей не составит никакого труда. Все, что от вас потребуется, - это бумага, ножницы и вдохновение!

Подарите себе, своим детям и близким удивительное ощущение праздника!

Есть ещё вот такая книга по вырезанию снежинок.

Новогодние праздники - самое радостное зимнее время. Именно в этот период мы украшаем дом, готовим угощения, дарим друг другу подарки. Наиболее любимые и, пожалуй, самые демократичные новогодние украшения - вырезанные из бумаги снежинки, которые можно делать всей семьей, а потом развесить на окнах и стенах. собирая целые снежные гирлянды. Всего-то и нужно взять в руки лист бумаги, ножницы и книгу.

Волшебная бумага

Самоучитель по технике вырезания для школьников.

Искусство вырезания из бумаги имеет древнюю историю. Оно возникло в Китае после изобретения там бумаги. Сейчас техника вырезания из бумаги становится популярным видом рукоделия во всем мире. В этой технике можно изготовить интересные, красивые вещи: ажурные поделки для оформления праздников, поздравительные открытки, новогодние украшения, подвесные модули, валентинки и многое другое.

Работать в этой технике можно даже со школьниками младших классов. Схемы ко многим поделкам, представленным в книге, были специально разработаны для вырезания на уроках с детьми 8-11 лет. Материалы для работы очень доступны. Возьмите для начала бумагу для рисования, маленький канцелярский нож, толстый картон (для подкладывания под бумагу) и попробуйте вырезать несложный узор, представленный в начале книги. Это совсем не сложно!

Бумажное кружево.
Традиционные техники вырезания

На ней пишут, печатают книги, ее склеивают и режут, складывают и мнут, в нее заворачивают различные предметы, и она сама порой становится основой какого-либо изделия... И все это - про бумагу, одно из величайших изобретений человечества.

В новой книге под названием "Бумажное кружево" Анна Зайцева, дизайнер, рассказывает о традиционных техниках работы с бумагой на примере интересных моделей, повторить которые не составит труда благодаря пошаговым инструкциям и отличным иллюстрациям и схемам.

Загрузка...